кружок география 9 кл естественно-науч (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-наАмуре Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

на заседании

Директор МОУ СОШ № 6

______/Скавинская И.В.

педагогического совета

_________/Н.А. Жосан

протокол № 4 от 24.06.2024г

протокол № 8

Приказ № 163

от 25.06.24г.

от 25.06.24г

РАБОЧАЯПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«

Кружок "Естественно-научная грамотность "
для обучающихся 9 классов
Составитель: Скавинская И.В.

г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Кружок «Естественно-научная
грамотность» для 9 классов составлена на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, основной
образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 6, а также с
учетом:
–
программы "Развитие функциональной грамотности( модуль " Основы
естественнонаучной грамотности") обучающихся основной школы: методическое
пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной,
О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год
.
Цель курса: формирование знаний и представлений об истории создания географических
карт, об образах территории и явлениях, изображаемых на карте, а также навыков работы
с картографическими произведениями и умений решать по картам учебные, научные и
прикладные задачи
Задачи:
формирование интереса школьников к изучению географии,
формирование у них широких представлений о географической картине мира;
сформировать знания об образах территории и явлениях, изображаемых на картах;
развитие географического мышления;
формирование картографической грамотности и географической культуры;
развитие творческих способностей, исследовательской активности обучающихсяв
при работе с различными источниками географической информации, при
использовании приборов и др.
 расширение знаний обучающихся по знанию географической карты, умению её
читать;
 активизировать самостоятельную познавательную деятельность при выполнении
блока самостоятельных заданий по данному курсу.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
В результате выполнения программы предусматривается активизация инициативы и
творчества обучающихся, повышение географических знаний, умений и навыков.
Программа предполагает в целом повышение интереса воспитанников к предмету.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных
мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах.
Обучающиеся должны знать:







проекции топографических карт, номенклатуру, условные знаки.
способы отображения на картах объектов и явлений - особенности изображения
рельефа.
 соотношение понятий «план» и «карта»;
Должны уметь:








определять координаты и местоположения объектов на топографических и
географических картах; - определять расстояния между объектами.
ориентироваться на местности, по планам и топографическим картам, читать
топографические карты, знать условные знаки.
составлять планы местности.
читать тематические карты, знать основные способы изображения.

использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и
возможностей развития различных сфер хозяйственной деятельности человека;
 давать на основе различных картографических источников характеристику того
или иного участка местности, региона, страны и т.д.
 описывать по карте взаимное расположение географических объектов.
 определять качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления.
Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные
групповые занятия в одновозрастной группе 1 час в неделю.
Формы и методы работы: научные, проблемные, мотивация на успех, реализация
возможностей через аналитическую и поисковую работу. На занятиях также будет
применены элементы игровой технологии, в основном, при закреплении полученных
навыков и умений. Средства обучения: учебные карты, план местности, глобусы, атласы
для 6-11 классов.
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль: определение уровня знаний, умений, навыков ,практических работ,
тестирование.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и
самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Текущий контроль: опрос, самостоятельная работа, практическая работа, тестирование,
творческая работа, наблюдение.
Итоговый контроль: тестирование, участие в выставках и мероприятиях, участие в
конкурсах исследовательских работ.
Формы контроля знаний:


устный опрос;
письменная работа;
тестовый;
практическая работа.
Устный опрос: позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения
материала. Эта форма опроса даёт возможность непосредственно вступить в контакт с
воспитанником, быстро и своевременно выявить уровень его знаний, всесторонне
проверить его, а также изучить индивидуальные особенности личности школьника
(сообразительность, выдержку, самооценку и др.).
Письменный контроль: написание реферата, рассказа. Позволяет оценить полноту
раскрытия темы, все ли задания выполнены, аккуратность выполнения, наличие схем,
рисунков при необходимости.
Тестовый контроль: эта форма контроля позволяет оперативно получать информацию о
том, как усвоен материал обучающимися; результаты быстро обрабатываются, охват
обучающихся 100 %.
Практическая работа: позволяет проверить не только умения обучающихся применять
знания при выполнении практических работ, но и умение пользоваться таблицами,
картами, схемами и другими источниками информации.
Методы выявления результатов воспитания:
К основным методам относятся педагогическое наблюдение за обучающимися, беседы,
направленные на выявление воспитанности, опросы (устные, анкетные и др.), анализ
творческих работ, создание ситуаций для изучения поведения у воспитанников (например
- игра). Во время игры педагог может увидеть, как воспитанники способны
доброжелательно относиться друг к другу, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь
проигрывать, брать на себя ответственность, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.





При работе в группе педагог обращает внимание на взаимоотношения обучающихся
между собой и анализирует ответственность и значимость каждого при
выполнении определённого задания.
Методы выявления результатов развития:
К основным методам относятся: анализ результатов участия обучающихся в
конференциях, защите проектов, активности обучающихся на занятиях. Выполнение
воспитанниками различных творческих работ (мини – проектов) позволяет педагогу
сделать вывод как дети овладели составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, наблюдать, делать
выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Для выявления уровня
самостоятельной познавательной активности использую методы наблюдения,
индивидуальную беседу с обучающимися, анкетирование.
Формы подведения итогов реализации программы:























творческие задания;
мультимедийные презентации;
публичные выступления;
отчеты, доклады.
Содержание программы
Тема 1. Введение. Картография как наука. (4 ч.)
Теория: Знакомство с целями и задачами кружка «Практическая география».
Картография как наука, ее формы. Что изучает картография. История появления
карт и атласов. Карты первобытных людей. Античная картография. Карты
Древнего Рима; карты средневековья, карты эпохи великих географических
открытий.
Связь картографии с другими естественными и общественными науками. Значение
картографии в современном обществе. Примеры использования карт в различных
видах деятельности современного человека. Основные виды изображения земной
поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
Тема 2. Топографическая карта (3 ч.)
Теория. Основные свойства топографической карты система топографических
условных знаков. Многолистовые карты. Оформление топографической карты.
Практика. Чтение рельефа. Берг штрихи.
Тема 3. Практические работы по топографической карте. (7 ч.)
Практика. Измерение расстояний на карте. Измерение площадей по карте. Чтение
рельефа по топографической карте. Построение профиля по топографической
карте. Определение координат по топографической карте. Чтение топографической
карты.
Тема 4. Географическая карта-модель земной поверхности. (11 ч.)
Теория. Общая характеристика географических карт. Классификация карт: по
масштабу, по охвату территории, по содержанию. Карта-модель земной
поверхности. Чем карта отличается от глобуса. Как создаются карты.
Картографические проекции: азимутальная, коническая, поликоническая,
цилиндрическая. Масштаб. Виды масштаба. Азимут. Ориентирование. Градусная
сетка. Меридианы и параллели. Условные знаки. Правила работы при глазомерной
съемке. Нивелир.
Практика. Определение сторон горизонта по карте .Определение географических
координат. Определение расстояний по карте. Приемы использования условных
знаков карты. Определение высот с помощью шкалы высот и глубин.
Преобразование масштаба.
Тема 5. Географическая карта – как источник знаний. (10 ч.)





Теория. Способы картографирования. Способ значков. Геометрические, буквенные
и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, знаков движения.
Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и
картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину,
динамику и другие характеристики объектов и явлений. Анализ карт школьных и
других атласов по способам изображения. Выбор способов изображения при
составлении карт. Подписи на картах. Виды подписей. Собственные названия на
картах. Картографическая топонимика. Виды карт. Общегеографические и
тематические карты. Тематические карты природы и социально-экономические
карты. Объекты и явления, отображаемые на них. Вид Земли из космоса. Развитие
картографии в 21 веке.
Практика. Характеристика отдельных районов по тематическим картам. Работа с
электронными картами «Живая география». Описание местности по
аэрофотоснимкам
Учебно-тематический план

№

Название разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

всего теория практика
1 Введение

3

3

2 Картография как наука

1

1

3 История картографии

1

1

4 Виды изображения земной
поверхности

1

1

3

2

5 Основные свойства топографической
карты

1

1

устный опрос

6 Многолистовые карты

1

1

таблица

7 Оформление топографической карты.

1

Топографическая карта

Практические работы по
топографической карте
8 Измерение расстояний по карте
9

Измерение площадей по карте

7

устный опрос

тестирование
1

1
2

проверка карты

5

1

1

проверка таблицы

1

1

проверка тетради

10 Чтение рельефа по топографической
карте

1

устный опрос

11 Построение профиля по
топографической карте

1

1

проверка профиля в
тетради

12 Определение координат по
топографической карте

1

1

таблица

13 Чтение топографической карты

1

1

устный опрос

14 Тренировочные задания тестовой

1

1

1

тестирование

формы
Географическая карта - модель
земной поверхности.

11

5

6

15 Общая характеристика
географических карт

1

1

проверка схемы

16 Классификация карт

1

1

проверка таблицы

17 Почему карту называют моделью
земной поверхности

1

1

устный опрос

18 Как создаются карты

1

1

устный опрос

19 Картографические проекции

1

1

проверка карты

20 Приемы самостоятельной работы с
картой

1

1

проверка таблицы

21 Масштаб. Виды масштаба

1

22 Ориентирование. Азимут.
Горизонтали

1

1

проверка карты

23 Градусная сетка. Меридианы и
параллели

1

1

проверка таблицы

24 Определение географических
координат

1

1

проверка карты

25 Определение расстояний по карте

1

1

таблица

тестирование

1

Географическая карта как
источник знаний

9

26 Тематические карты. Чтение карт

1

27 Картографическая топонимика

1

1

устный опрос

28 Космическая картография

1

1

презентация

29 Вид Земли из космоса

1

1

устный опрос

30 Дешифрирование космических
снимков и аэрофотоснимков

1

1

31 Характеристика отдельных регионов
по картам

1

32 Развитие картографии в 21 веке

1

1

устный опрос

33 Занимательная картография. Дюжина
необычных карт

1

1

презентация

34 Виртуальное путешествие по
географической карте мира

1

1

презентация

34

19

Итоговое количество часов

7

2
1

1

14

устный опрос

проверка таблицы

Материально-техническое обеспечение
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми
(текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями), профилями,
диаграммами, рисунками, схемами, приборами. Освоение курса картографии и
топографии предполагает самое широкое использование школьных и школьнокраеведческих справочных карт и атласов.
Информационные средства:
1. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным
разделам курса географии.
Технические средства обучения:
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Список литературы
1. Л.В.Яськина. Программа «Занимательная картография»// География и экология-2018г.
№6 стр.17-19.
2. Н.Г.Чигарева. Программа « Познание мира по картам». 2018 год. Сайт учителя
географии: nsportal.ru.
3. И.В.Чернова. Программа «Практическая география»// География и экология-2019 г.№9
стр.33-36.
4. В.В.Зимина. Программа «Основы картографии».//География и экология-2018 г.№11
стр.40-42.
Список литературы для педагога
1. Н.В.Андреев. Основы топографии и картографии. М.: Просвещение, 2015.
2. И.Н.Зинченко, Л.А. Звонцова. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернетвикторины. Издательство «Учитель», 2018.
3. И.Е.Михайлов. Литературная география в школе. М.: «ВАКО», 2014.
4. К.С.Лазаревич. Я иду на урок географии. Книга для учителя. М. Издательство «Первое
сентября», 2018
5. Г.П.Аксакалова.Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 2019.
Список литературы для обучающихся
1. Е.Н.Селищев. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке.
Издательство Академия развития, 2017.
2. С.И.Ивченко. Занимательно о географии. Смоленск «Русич», 2015.
3. А.М.Куприн.Занимательная картография. М.: Просвещение, 2016.
4. И.А.Кугут. Интерактивные дидактические материалы 9 класс. Москва «Планета», 2019.
Интернет-сайты
1. http //school-collection.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2. www.school 2100.ru. Образовательная система «Школа 2100».
3. http://standart.edu.ru. Приоритетный национальный проект «Образование».
4. http://www.it-n.ru. Сайт «Сеть творческих учителей».
5. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».