Программа 5-9 кл Читатетльская грамотность

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации города Комсомольска-наАмуре
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
учителей русского
языка и литературы

Принято на
заседании
педагогического
совета

________/Шоколова Л.В.

Протокол №8

Протокол №163 от 25.06.
2024 г.

от 25.06.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
СОШ №6
_________/Н.А.Жосан
Приказ №8 от 24.06
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Кружок «Читательская грамотность»
для обучающихся 5-9 классов
Базовый уровень

Составители: Шоколова Л.В.
Болотина О.Ю.
Алдохина Н.Г.
Айрапетян И.А.

г. Комсомольск-на-Амуре 2024 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность » для 5-9 классов составлена на
основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства
образования и наукиРФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организацииобучения в общеобразовательных учреждениях»,утвержден Постановлением
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- ОбразовательнойпрограммыосновногообщегообразованияГБОУ«Школа
№236»
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями кновым
результатам, новыми характеристикамиподросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании
следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения,
творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых
результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в
обобщенных планируемых результатах освоенияучебных программ по всем предметам
средней школы.
В результате изучения всех без исключения предметов обучающиеся основной
школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск
информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать,
сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и
преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы,
схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические
работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде
таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинноследственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебныхи
практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения наоснове самостоятельно полученнойинформации, а
также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации,сопоставляя
ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Целямиизадачамиизучения являются:
Личностные:
социализация обучаемых каквхождение в мир культуры и социальныхотношений;
приобщениекпознавательнойкультурекаксистеменаучныхценностей;ориентациюв
системеморальныхнормиценностей:признаниевысокойценности жизни во всех ее
проявлениях, воспитание культуры речи;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение новогознанияовладение
ключевыми
компетентностями:
учебно-познавательными,
информационными,
коммуникативными;
Метапредметные:
овладениесоставляющимиисследовательскойипроектнойдеятельности;умение
работать
с разными
источниками:
находить
информацию
в
различныхисточниках,анализироватьиоценивать,преобразовыватьизодной формы в
другую;
способностьвыбиратьцелевыеисмысловые установкивсвоих действияхипоступках;

умениеиспользоватьоформлятьустныеиписьменныеответы,речевыесредствадлядискуссии,
сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметные:
выделениесущественныхпризнаковизучаемыхобъектов(отличительныхпризнаковиучаемых
языковых явлений);
классификация-определение
принадлежности
необходимых
языковых
явлений к тем или иным лингвистическим категориям;
объяснение роли языка в жизни людей;
различиеязыковыхявлений,типовивидовречи;
сравнение языковых явлений, категорий;
овладение методам: наблюдение и описание.
Изучениеданнойдисциплинывосновнойшколенаправленонадостижение
следующихцелей:
формированиечитательскойдеятельностишкольников,
уменияработатьсразличнымивидамитекстовисоздаватьнаихоснове
собственные
тексты.
Основная задача -научить ученика понимать прочитанное, обучитьприёмам работы
с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в
привычку.
Содержаниекурсавключаетследующее:
- поискинформацииипониманиетекста;
- преобразованиеиинтерпретациятекста;
- критическийанализиоценкаинформации.
Срокреализациипрограммы-2021-2022учебныйгод
Ожидаемыерезультатыреализациипрограммы:
 Повышениекультурнойкомпетентности
 Повышениечитательскойкомпетентности
 Изменениеотношенияк чтению
 Ростчитательскойактивности
 Развитиемотивациикчтению
 Воспитаниеуваженияккниге
Планируемыерезультатыизучениядисциплины
«Читательскаяграмотность»
Личностныеуниверсальныеучебныедействия
Ученикнаучится:
 определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста;
структурировать его, выделять главное и второстепенное;
 отвечатьнавопросы,используяявнозаданнуювтексте информацию;

выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по
содержанию текста;
 сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из
разных частей текста;
 объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.;
понимать смысл терминов, неизвестных слов;
 работатьсметафорами–пониматьпереносныйсмыслвыражений.

Регулятивныеуниверсальныеучебныедействия
Учениксможет:
 обнаруживать в текстедоводы иподтверждениевыдвинутых тезисов; делать выводы
из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
 формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;сопоставлять разные точкизрения и разные источники
информации по данной теме.
Коммуникативныеуниверсальныеучебныедействия
Ученикнаучится:
 Устанавливатьивырабатыватьразныеточкизрения
 Аргументироватьсвоюточкузрения
 Задаватьвопрос
 Составлятьплантекста
 оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений имире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
 на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность
информации,
обнаруживать
недостоверностьполучаемойинформации,пробелывинформациии
находитьпути
восполнения этих пробелов
Ученикполучитвозможностьнаучиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Братьнасебяинициативуворганизациисовместногодействия(деловоелидерство).
Предметныерезультатыобучения
Ученикнаучится:
- пользоватьсязнаками,символами,таблицами,схемами,приведеннымивучебной
литературе; строить сообщение в устной форме;
- находитьвматериалахучебнойлитературыответназаданныйвопрос;
- ориентироватьсянавозможноеразнообразиеспособоврешенияучебнойзадачи;
- анализироватьизучаемыеобъектысвыделениемсущественныхинесущественных
признаков;
- анализироватьобъектысвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков(в
коллективной организации деятельности);
- осуществлятьсинтезкаксоставлениецелогоизчастей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов посамостоятельно
выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливатьпричинно-следственныесвязивизучаемомкругеявлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик
получит возможность научиться:
- выделятьинформациюизсообщенийразных видоввсоответствиисучебнойзадачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать(выводитьобщеедляцелогорядаединичныхобъектов).
Учащийсядолжен:
1. ответитьнаконтрольныевопросы;

2. задатьвопросктексту;
3. интерпретироватьтекстилиэпиграф;
4. выделитьиопределитьосновнуюидеютекста;
5. отразитьвграфическойсхемелогическиеисмысловыесвязифрагментовтекста;
6. составитьплан,продолжениеразвитиясюжета
7. просмотретьтекстсцельюнахожденияинформации;
8. воспроизвестисодержаниетекстасопоройнаплан;
9. составитьалгоритмдействийилисводнуютаблицу;
продолжить обсуждение прочитанного в парах

10. применитьзнаниянапрактикеидр.
Видыконтроля:
-практическиеработы
Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы
является урок продолжительностью 45 минут. Принципы отбора содержания образования
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей
развития учащихся.
Личностная
ориентация
образовательного
процесса
выявляет
приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать
причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для
осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных
систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению
мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегиюсовременнойобразовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализуи
использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной
деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятиехудожественного
текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения,изображенных в
нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов(близких
к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями
и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное
чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемныевопросы,
комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с
произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстови
выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерноявляется
важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой,
историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные,метапредметныеипредметныерезультатыосвоения данного курса в
основной школе.
Личностныерезультаты:
- воспитаниероссийскойгражданскойидентичности:патриотизма,любвии уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и чело- вечества; усвоение гуманистических,демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества;воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанномувыборуи построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Россиии
народов мира; готовностии способности вести диалог с другими людьми и достигатьв
нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые исоциальные сообщества; участие вшкольном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной

жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультатыизучениялитературывосновнойшколе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулироватьдля
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательнойдеятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные,осознанно выбирать наиболееэффективныеспособы решения учебныхи
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственные возможности её
решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловоечтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решениеи
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать иотстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметныерезультатыобучающихсявыражаютсявследующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, не- преходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;

- умениеанализировать

текст:определятьегопринадлежностькодномуиз литературных
родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительныхсредств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания текста;
- владениеэлементарнойлитературоведческойтерминологиейприанализе текста;
-собственнаяинтерпретация,пониманиеавторскойпозицииисвоёотношениекней;
- восприятие на слух текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное
восприятие.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕКУРСАВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5класс
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Темазанятия

Определениеосновнойтемывфольклорном
произведении.Пословицы,поговоркикак
источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорногостиля.Личнаяситуациявтекстах.
Работастекстом:каквыделитьглавнуюмысль
текста или его частей?
Типытекстов:текст-описание(художественное и
техническое).
Чтотакоевопрос?Видывопросов.
Типызадачнаграмотностьчтения.Примеры
задач.
Работасосплошнымтекстом.
Проведениерубежнойаттестации.

Всего
часов,
1/2 часа
внеделю

Теория

Практика

1/2

0/0,5

1/1,5

1/2

0/0,5

1/1,5

2/2

0,5/0,5

1,5/1,5

0/2

0/0,5

0/1,5

0/2

0/1

0/1

Квест,конкурс.

1/2

0/1

1/1

Квест,игра«Что?Где?Когда?».

1/2
2
8/16

0

1/2
2
7,5/12

Ролеваяигра.
Тестирование.

Формыдеятельности

Беседа,конкурс.

Итого

6класс

0,5/4

Работавпарах.Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободногообменамнениями.
Круглыйстол.

№

Темазанятия

1.

Определениеосновнойтемыиидеивэпическом
произведении
Древнерусская
летопись
как
источник
информации о реалиях времени.
Сопоставление
содержания
художественных
текстов.
Определение
авторской
позиции
в
художественных текстах.

2.
3.

Всего
часов,
1/2 часа
внеделю

Теория

Практика

Формыдеятельности

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа,конкурс.

0/2

0/1

0/1

Круглыйстол,ролеваяигра.

1/2

0/1

1/1

Работавпарах,игра в
формате КВН.

2/2

0,5/0,5

1,5/1,5

Квест,круглыйстол.

0/2

0/0,5

0/1,5

Круглыйстол,дискуссия.

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест,игра«Что?Где?Когда?».

0/0

1/2

0,5/4,5

2
7,5/11,5

6.

Работастекстом:какпониматьинформацию,
содержащуюся в тексте?
Типытекстов:текст-повествование(рассказ,
отчет, репортаж)
Типызадачнаграмотность.Интерпретационные задачи.

7.

Работаснесплошнымтекстом:таблицыи карты.

1/2

Проведениерубежнойаттестации.

2
8/16

4.
5.

Итого

7класс

Беседа, дискуссия в формате
свободногообменамнениями.
Тестирование.

№

Темазанятия

1.

Определение
основной
темы
и
идеи
в
лирическомпроизведении.Поэтическийтексткак
источник информации.
Сопоставление
содержания
текстов
публицистического
стиля.
Общественная
ситуациявтекстах.
Работастекстом:какпреобразовывать
текстовуюинформациюсучётомцели
дальнейшего использования?
Типытекстов:текст-объяснение
(объяснительноесочинение,резюме, толкование,
определение).
Поисккомментариев,подтверждающих
основнуюмысльтекста,предложенногодля
анализа.
Типызадачнаграмотность.Позиционные задачи.
Работаснесплошнымтекстом:
информационныелистыиобъявления,графикиидиаграммы.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

Проведениерубежнойаттестации.
Итого

Всего
часов,
1/2 часа
внеделю

Теория

Практика

Формыдеятельности

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа,конкурс.

0/2

0/1

0/1

Работавпарах.

1/2

0/0,5

1/1,5

0/2

0/0,5

0/1,5

Квест,дискуссия,круглый стол.

1/2

0/0

1/2

Деловаяигра.

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест,круглыйстол.

2/2

0

2/2

Деловаяигра.
Тестирование.

0/3,5

2
8/12,5

2
8/16

Беседа,круглыйстол,
ролевая игра.

8класс
№

Темазанятия

1.

Определение
основной
темы
и
идеи
в
драматическом произведении. Учебный текст как
источникинформации.
Сопоставлениесодержаниятекстовофициальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работастекстом:какприменятьинформациюиз текста в
изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнениюработы,правила,уставы,законы)
Поискошибоквпредложенномтексте.
Типызадачнаграмотность.Информационные
задачи.
Работаснесплошнымтекстом:формы,анкеты,
договоры (рубежная аттестация).
Проведениерубежнойаттестации.
Итого

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Всего
часов,
1/2 часа
внеделю

Теория

Практика

Формыдеятельности

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа,конкурс.

0/2

0/1

0/1

Работавпарах.

1/2

0/0,5

1/1,5

Беседа,круглыйстол.

0/2

0/0,5

0/1,5

Квест,дискуссия.

1/2

0/0

1/2

Квест,круглыйстол.

1/2

0/0,5

1/1,5

Квест,круглыйстол.

2/2

0

2/2

Деловаяигра.
Тестирование.

0/3,5

2
8/12,5

2
8/16

9класс
№

1.

2.
3.

Темазанятия

Формирование читательских умений с опорой на
текстивнетекстовыезнания.Электронныйтексткак
источникинформации.
Сопоставление
содержания
текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работастекстом:каккритическиоцениватьстепень
достоверности содержащейся в тексте
информации?

Теория

Всего
часов,
1/2 часа
внеделю

Практика

Формыдеятельности

4

2

2

Беседа,конкурс.

4

2

2

Работавпарах, дискуссия.

4

2

2

Квест,круглыйстол.
Деловаяигра,круглыйстол.

4.

Типы
текстов:
текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).

6

3

3

5.

Составлениеплананаосновеисходноготекста.

3

2

1

6.

Типы задач на грамотность.
Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работасосмешаннымтекстом.
Составныетексты(рубежнаяаттестация).
Проведениерубежнойаттестации.
Итого

6

3

3

Квест,круглыйстол.

4

2

2

Деловаяигра.

7.

2
34

Работавгруппах,соревнованиев
формате КВН.

Тестирование.
16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».