МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
«СОГЛАСОВАНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДАЮ»
РуководительМО
назаседании
ДиректорМОУСОШ№6
/Кудряшова О.М.
протокол № 8
от 24.06.2024г
педагогическогосовета
/Н.А.Жосан
протокол № 8
Приказ № 163
от 25.06. 2024г
от 25.06.2024 г.
РАБОЧАЯПРОГРАММА
Учебного курса
повнеурочнойдеятельности
кружок«Мыкадеты»
Срок освоения 1 год (5-8 класс)
Составитель:
Кудряшова О.М., учитель истории
г. Комсомольска-на-Амуре, 2024- 2025 год
Пояснительнаязаписка.
Программа по внеурочной деятельности «Кружок «Мы кадеты» для 5-8
классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ
№ 6, а также с учетом:
Федеральной рабочей программы воспитания;
КонституцияРФ; УголовныйкодексРФ;
Основы правовых знаний:
учебное пособие для
7
класса
/
ВасиленковаО.А., ВолодинаС.И., ПоливектоваА.М. идругие.– М.: Новый
учебник, 2010;
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний"7
класс.– М: Новый учебник, 2004.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Внеурочный курс"Мы кадеты" является составной частью духовного,
нравственного и патриотического воспитания кадет, тесно связан с такими
общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования
способствует формированию систематизированных знаний об историческом
прошлом, обогащению социального опыта учащихся. Ключевую роль играет
развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных
процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих,
ценностно-мотивационных, социальных систем. Историческое образование
развивает самоидентификацию подростка, осознания им себя как представителя
исторически
сложившегосягражданского,этнокультурного,
конфессионального сообщества. Развивающий потенциал системы исторического
образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с
переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно –
историческомуанализу,кразвитиюисторическогомышления
т
обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска
информации, работы с ее различными типами, оценивания фактов и явлений,
определению собственного отношения к наиболее значительным событиям и
личностям истории России и всеобщей истории.
Особенностью данного курса является его общеобязательный статус,
независимость от задач профилизации образования.
Содержание
Изучая внеурочный курс «Мы – кадеты» в 5 и 6 классе, обучающиеся
приобретают исторические знания по истории основания кадетских корпусов,
знаменитых государственных, политических деятелей, военноначальников,
выпускников кадетских училищ. Обучающиеся учатся оперировать
исторической терминологией в соответствии со спецификой новейшего времени,
знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного
материала на этойступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и
значимых событий прошлого, характеризующих специфику эпохи, культуры,
исторически сложившихся социальных систем.При этом изучение истории
ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование
потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их
мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
В 7-8 классах обучающиеся знакомятся с правовой системой нашего
государства, роли права в жизни граждан нашей страны. Подробнее познакомятся
с правами и обязанностями гражданина, основными положениями гражданского и
уголовного кодекса.
При
изучении
курса
обучающиеся
получаютдополнительныезнания, которые:
необходимы для личностного восприятия исторического процесса,
для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
способствуют более полному освоению программы по истории,
повышению уровня развития.
Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и
строитьбудущее.ИсторияОтечества–этонетолькоизучениеявленийпрошлого
и
хронологическое повествование. История – это богатый духовный и
нравственный опыт людей разных поколений.
Целикурса«Мы кадеты»:
- создание условий для духовного, нравственного и патриотического
воспитания кадетс активной гражданской позицией;
- создание основы для подготовки молодых людей к сознательному
добровольному и творческому служению Отечеству на военном и
гражданском поприще.
Задачикурса:
- приобщениекадеткнациональнойисторииидуховнойкультуречерез
изучение истории кадетского движения;
- создание условий для формирования личности кадета через
приобщение к духовным ценностям и традициям народа;
- возрождение и развитие традиций кадетского движения через
изучение лучших исторических и культурных традиций кадетских корпусов
дореволюционной России;
- созданиеусловийдля воспитания личностикадетанапримережизни и
деятельности выдающихся кадет и исторических личностей прошлого;
- воспитание у кадет чувства гордости за принадлежность к
«кадетскомубратству».
Программа курса «Мы кадеты» построена с учетом возрастных и
психологических особенностей.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут
овладеть:
•
конкретно-историческими сведениями, касающимися различных
аспектов развития и становления кадетского движения в России;
•
историко-биографическойинформацией;
•
навыками работы с научно-популярной и справочной литературой
(аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем,рефератов
по избранной теме или проблеме);
• элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их
отбором,
анализом,
обобщением,
представлением
результатов
самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса,
которое систематизирует знания в области истории кадетского движения
Образовательные результаты изучения данногокурса могут быть
выделены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время
семинарских занятий или на зачётах);
- тематическийконтроль(выполнениетестовыхзаданий);
- итоговый контроль в форме выполнения практических заданий (по
разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического
источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную
информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести
сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса,
высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работыпо данному курсу может быть самостоятельное
написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение
проекта под руководством учителя или самостоятельно.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
часов
5 класс
1
2
3
4
Введение. Я- кадет!
5
6
3
Воинское товарищество: кадеты, суворовцы, 6
7
8
9
10
11
12
2
Форма одежды кадет.
3
Символика кадетских корпусов
1
Кадетские корпуса в России в XVIII-начале XX 5
века.
Российские кадетские корпуса за рубежом
нахимовцы.
Восстановление в России кадетских корпусов.
33
Честь имею!
2
Кадеты Лермонтовы.
2
Кадетские стихи и песни.
2
Книги и воспоминания кадет и о кадетах
Российских Императорских кадетских корпусов.
Кадеты-участники Бородинского сражения и
Отечественной войны1812года.
Итого
3
2
34 ч
6 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1.
Возникновение кадетских корпусов.
1
Императорские кадетские корпуса.
2.
Кадеты-первыевыдающиесяавиаторыРоссии.
8
3.
Известныевыпускныекорпуса.
5
4.
ПолоцкийкадетскийкорпусвовремяПервоймировой войны.
1
5.
Владимиро-Киевскийкадетскийкорпус.
2
6.
КадетывБеломдвижении.
3
7.
«Кадетскийбунт»
1
8.
Морскойкадетскийкорпус.
1
Дата
9.
Лучшиекадетскиевоспитатели.
5
10.
ЭвакуацияМорскогокорпусаизСевастополя.
4
11.
АлександрВасильевичСуворов.
1
12.
КадетскимкорпусамРоссии–быть!
1
13.
Всемсмертямназло.Подвигматери суворовца.
1
34
ИТОГО
7 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Роль права в жизни человека и общества.
1
2
Право,егорольвсудьбеотдельногогражданинаиобщества.
2
3
Основные отрасли права: уголовное ,гражданское, семейное,
5
трудовое, административное
4
Правилаповеденияинормыправа.
1
5
Изисториивозникновениягосударстваиправа.
1
6
Теориивозникновениягосударстваиправа.
1
7
Источники права.
2
8
ИнститутбракавРФ.
Имущественныеправаибрачныйдоговор.
Правоспособностьидееспособность субъектовсемейногоправа.
Порядокрасторжениябрака.
Порядокназначенияивыплаты
5
алиментов.
9
Праваребенкав семье.
2
10
Личныеправа.
1
11
Взаимныеобязанностиродителейидетейдругперед другом.
1
12
Опекаи попечительство.
1
13
Праваиобязанностиподростка,работающегопотрудовому
1
договору.
Льготыработающимподросткам.
14
Выборывисториичеловечества.Рольвыбороввусловияхдемократ 2
ическогоправления.
15
Причастностькполитическойпартии.
вреферендуме.
Участие
2
Дата
16
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной
2
Думы. Федерального Собрания РФ»,«Об основных гарантиях
избирательных прав граждан РФ»,«О выборах Президента
РФ»,«О референдуме РФ».
17
Активноеипассивноеизбирательноеправо.Избирательная
2
кампания.
Кандидатвдепутаты–ктоон?Политическая активность.
18
ПравовойстатусгражданинаРоссии.Праваиобязанности
2
подростков
19
Итоговоезанятие
34
8 класс
№
Тема
Кол-во часов Дата
1
Рольправавжизничеловекаиобщества
1
2
Изисториивозникновениягосударстваи права.
1
3
Теориивозникновениягосударстваиправа.
1
4
Источникиправа.
2
5
Уголовная ответственность.
2
6
Уголовный кодексРФ
2
7
Различныевидыпреступлений.
3
8
Обстоятельства,исключающие
5
Преступностьдеяний(необходимаяоборона;крайняя
необходимость;
Задержаниелица,совершившегопреступление;
причинение вреда
врезультатефизическогопринуждения).
9
Проблемыюридическойответственности.
1
10
Мораторийнасмертнуюказнь
1
11
Порядокрасследованияпреступленияисудебного
3
разбирательства.
12
Следователь,прокурор,адвокат.Обжалованиерешениясу 1
да
13
Преступлениеи подросток.
2
14
Вовлечениедетейвпреступнуюдеятельность.
1
15
Возрастуголовнойответственности.
2
16
Правонарушения
2
несовершеннолетних.
Виды юридическойответственности.
17
Наркоманияиалкоголизм–путькпреступности.
3
Воспитательная роль государства.
18
Праваиобязанностиподростков
19
Итоговоезанятие
1
34
Календарно-тематическоепланирование5класс
№
Тема
Кол-во
часов
1.
Введение.Я- кадет!
2
Понятиякадет,кодекскадетскойчести,честь, офицер,
1
долг, патриотизм, Отечество и др.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Присягаизаветы кадет.
1
Формаодежды кадет.
3
Появлениекадетской формы.
1
Формированиеединогообразцакадетской формы
1
Символикакадетскихкорпусов.
1
Нагрудныезнаки.Жетоны.Знамёна.
1
КадетскиекорпусавРоссиивXVIII-началеXX века.
5
Основныепредпосылкисозданиякадетскихкорпусов.
1
Первые кадетские корпуса в России.
1
КадетскиекорпусавРоссиив30-40-егоды19 в.
1
Кадетскиекорпусавторойполовины19-начала20века.
1
Кадетские корпуса в дореволюционной России.
1
Российскиекадетскиекорпусаза рубежом.
3
Финляндскийтопографическийкадетскийкорпус.
1
Первыйрусскийкадетскийкорпус.
2
Воинскоетоварищество:кадеты,суворовцы,нахимовцы.
6
Суворовские училища в СССР.
1
НахимовскиеучилищавСССР.
1
Суворовскиеинахимовскиеучилищасегодня.
1
Книгиивоспоминаниясуворовцеви нахимовцев.
3
ВосстановлениевРоссиикадетскихкорпусов.
3
Дата
УчебныезаведениякадетскоготипавСССР.
1
Учебныезаведениякадетскоготипавсовременной России.
1
ИсториясозданияСевероморскогокадетского корпуса.
1
Честьимею!
2
Георгиевскиекавалеры.Офицерскиединастии.
1
Правилаитрадициивоспитанниковкадетскихкорпусов.
1
9.
КадетыЛермонтовы.
2
10.
Кадетскиестихи и песни.
2
11.
Книгии воспоминаниякадетиокадетах
РоссийскихИмператорскихкадетских корпусов.
3
О.Хазин. Пажи. Кадеты. Юнкера.
1
А.Йордан. Честь родного погона.
1
В.Бельский. О родном корпусе.
1
8.
12.
Кадеты2
участникиБородинскогосраженияиОтечественнойвойны1
812года.
ИТОГО34часа
34 ч
Календарно-тематическоепланирование6класс
№
Тема
Кол-во
часов
1.
Возникновениекадетскихкорпусов.
1
Императорскиекадетскиекорпуса.
Кадеты-первыевыдающиесяавиаторыРоссии.
8
Ульянин Сергей Алексеевич.
1
Сикорский Игорь Иванович.
1
Нестеров Пётр Николаевич.
1
Первый кадетский корпус. Дом Романовых и его история.
1
Второй кадетский Императора Петра Великого корпус.
1
Гродненский кадетский корпус.
1
Корпус Чужестранных Единоверцев. Военно-сиротский дом.
1
Пажеский корпус.
1
Известныевыпускныекорпуса.
5
РадищевАлександр Николаевич.
1
ПаскевичИванФёдорович.
1
ПестельИванИванович.
1
КропоткинПётр Алексеевич.
1
Воспоминания М.И.Вальберга.
1
4.
ПолоцкийкадетскийкорпусвовремяПервоймировой войны.
1
5.
Владимиро-Киевскийкадетскийкорпус.
2
Историяоснования корпуса.
1
Киевскийкадетскийкорпусвсмутныевремена1917-1919г.г.
1
КадетывБеломдвижении.
3
ВосстаниебольшевиковвМоскве.
1
ЖенакадетаНинаФёдоровнаБурова,командирбелого
1
2.
3.
6.
партизанского отряда.
КадетывЯрославскомвосстании.
1
7.
«Кадетскийбунт»
1
8.
Морскойкадетскийкорпус.
1
9.
Лучшиекадетскиевоспитатели.
5
Кадетскиймонастырь.
1
Марк Филиппович Горковенко–учитель флотоводцев.
1
Дата
«Отец
всех
кадет»
-
Великий
князь
Константин 1
Константинович.ЖизненныйпутьВеликогокнязя.
ПётрНиколаевичВрангель.
1
ГенералБорисВикторовичАдамович.
1
ЭвакуацияМорскогокорпусаизСевастополя.
4
ПрощаниесРодиной.
1
Константинополь - Бизерта.
1
Подвиг подводника М.А. Китицына.
1
Будни Бизертского морского корпуса.
1
11.
АлександрВасильевичСуворов.
1
12.
КадетскимкорпусамРоссии–быть!
1
13.
Всемсмертямназло.Подвигматери суворовца.
1
10.
34
ИТОГО
Календарно-тематическоепланирование7класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Рольправавжизничеловекаи общества.
1
2
Право,егорольвсудьбеотдельногогражданинаиобщества.
2
3
Основныеотраслиправа:уголовное,гражданское,семейное,
5
трудовое,
административное
4
Правилаповеденияинормыправа.
1
5
Изисториивозникновениягосударстваиправа.
1
6
Теориивозникновениягосударстваиправа.
1
7
Источникиправа.
2
8
ИнститутабракавРФ.
Имущественныеправаибрачныйдоговор.
Правоспособностьидееспособность субъектовсемейногоправа.
Порядокрасторжениябрака.
Порядок назначения и выплаты алиментов.
5
9
Праваребенкав семье.
2
10
Личныеправа.
1
11
Взаимныеобязанностиродителейидетейдругперед другом.
1
Дата
12
Опекаи попечительство.
1
13
Праваиобязанностиподростка,работающегопотрудовому
1
договору.
Льготыработающимподросткам.
14
Выборывисториичеловечества.Рольвыбороввусловияхдемократ 2
ическогоправления.
15
Причастностькполитическойпартии.
референдуме.
16
Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной
Участие
в
2
2
Думы. Федерального Собрания РФ», «Об основных гарантиях
избирательных прав граждан РФ»,«О выборах Президента
РФ»,«О референдуме РФ».
17
Активноеипассивноеизбирательноеправо.Избирательная
2
кампания.
Кандидатвдепутаты–ктоон?Политическая активность.
18
ПравовойстатусгражданинаРоссии.Праваиобязанности
2
подростков
19
Итоговоезанятие
34
Календарно-тематическоепланирование8класс
№
Тема
Кол-вочасов
1
Рольправавжизничеловекаиобщества
1
2
Изисториивозникновениягосударстваи права.
1
3
Теориивозникновениягосударстваиправа.
1
4
Источникиправа.
2
5
Уголовная ответственность.
2
6
Уголовный кодексРФ
2
7
Различныевидыпреступлений.
3
8
Обстоятельства,исключающие
5
преступностьдеяний(необходимаяоборона;крайняя
необходимость;
задержаниелица,совершившегопреступление;
причинение вреда
врезультатефизическогопринуждения).
9
Проблемыюридическойответственности.
1
10
Мораторийнасмертнуюказнь
1
Дата
11
Порядокрасследованияпреступленияисудебного
3
разбирательства.
12
Следователь, прокурор, адвокат. Обжалование решения 1
суда
13
Преступлениеи подросток.
2
14
Вовлечениедетейвпреступнуюдеятельность.
1
15
Возрастуголовнойответственности.
2
16
Правонарушения
2
несовершеннолетних.
Виды юридическойответственности.
17
Наркоманияиалкоголизм–путькпреступности.
3
Воспитательная роль государства.
18
Права и обязанности подростков
19
Итоговое занятие
34
1