МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-наАмуре Хабаровского края
СОГЛАСОВАНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
на заседании
Директор МОУ СОШ № 6
_____/Кудряшова О.М.
педагогического совета
_________/Н.А. Жосан
протокол № 8
протокол № 8
Приказ № 163
от 24.06.2024 г
от 25.06. 2024 г.
от 25.06.2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса внеурочной деятельности
«Практическое обществознание»
Срок освоения: 1 год (9 класс)
Составитель:
Кудряшова О.М., учитель обществознания
Г. Комсомольск-на-Амуре, 2024-2025 год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для 9 класса
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования, основной образовательной
программы основного общего образования МОУ СОШ № 6, а также с учетом:
- федеральной рабочей программы воспитания;
- программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9классы. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И.
Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Москва. Издательство «Просвещение».
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
основной школы, для проведения в 2024 году ОГЭ по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году ОГЭ
по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме
аттестации – ОГЭ.
Задачи курса:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое изложение и повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по
предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Планируемые результаты
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять
понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и
применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов,
деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного
списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного
списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования,
участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к
абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Содержание программы
№
Раздел, тема
Ведение
1
Общество
человек
2
Экономика
3
Социальная
сфера
Теория
Введение. Требования к итоговой
аттестации учащихся.
Общая характеристика КИМов по
обществознанию. Критерии оценивания
заданий.
и Понятие об обществе как форме
жизнедеятельности
людей.
Взаимодействие общества и природы.
Основные сферы общественной жизни и
их
взаимосвязь.
Традиционное,
индустриальное,
информационное
общества.
Деятельность и её виды.
Экономика и ее роль в жизни
общества.Ресурсы и потребности.
Деньги. Функции и формы денег.
Инфляция. Экономические системы и
собственность. Производство и труд.
Заработная плата.
Предпринимательство и его основные
организационно-правовые
формы.
Издержки, выручка, прибыль.
Рынок. Рыночный механизм.Понятия
спроса и предложения. Факторы,
влияющие на спрос и предложение.
Безработица как социальное явление.
Налоги.
Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный статус.
Социальная мобильность. Социальный
конфликт.
Пути
его
разрешения.
Значение конфликтов в развитии
общества
Социальные
нормы.
Социальная
ответственность.
Отклоняющееся поведение. Семья как
малая группа. Этнические группы и
межнациональные
отношения.
Взаимодействие
людей
в
многонациональном обществе.
Практика
Входной контроль, цель:
выявление общего уровня
знаний, умений и навыков
по курсу.
Памятка и способы работы
с источниками.
Основные структурные и
содержательные
характеристики КИМов по
обществознанию.
Общество
и
человек
(задание на обращение к
социальным
реалиям)
Общество
и
человек,
личность, индивид. Решение
заданий.
практикум: «Экономика»
(задание на обращение к
социальным
реалиям),
экономика
(задание
на
анализ двух суждений) выполнять задания разной
сложности по данной теме,
проводить
самооценку
знаний и умений. Решение
задач.
практикум:
«Социальная
сфера»; выполнять задания
разной сложности по данной
теме, проводить самооценку
знаний
и
умений
Социальные отношения
(задание на обращение к
социальным
реалиям)
Социальные
отношения.
Решение задач.
4
Политика
5
Право
6
Культура
7
Итоговый
контроль
Политика, ее роль в жизни общества;
политическая
власть;
разделение
властей; государство, формы правления;
суверенитет;
национальногосударственное
устройство,
политические режимы.
выборы,
референдум;
партии
и
движения. Основной закон государства;
основы конституционного строя РФ;
законодательная,
исполнительная
и
судебная власть в РФ; институт
президентства, местное самоуправление.
Понятие «Право»; отрасли права; права
человека; Всеобщая декларация прав
человека, права ребенка.
гражданское общество и правовое
государство; преступление; уголовная
ответственность;
административный
проступок; правоохранительные органы
–
Понятие «культура»; духовная жизнь
общества; искусство, его виды, место в
жизни человека.
наука
в
современном
обществе;
образование и самообразование; религия,
ее роль в обществе; Церковь как
общественный
институт
мораль,
основные ценности и нормы
Итоговый контроль
Практикум:
«Политика»;
выполнять задания разной
сложности по данной теме,
проводить
самооценку
знаний и умений Политика
(задание на обращение к
социальным реалиям)
практикум:
«Право»;
выполнять задания разной
сложности по данной теме,
проводить
самооценку
знаний и умений
Работа с нормативными
документами –
задание на обращение к
социальным
реалиям,
задание на анализ двух
суждений.
практикум:
выполнять
задания разной сложности
по данной теме, проводить
самооценку
знаний
и
умений Духовная культура
(задание на обращение к
социальным
реалиям).
Решение задач.
Самостоятельная работа
Календарно-тематическое планирование
№
Кол-во
часов
Тема
Дата
Форма работы
1
Входной контроль
2
Основные характеристики экзаменационной работы 1
по обществознанию в форме ОГЭ
лекция
3
Требования к уровню подготовки
основной школы по обществознанию
выпускников 1
лекция
4
Понятие «Общество». Типы обществ
1
лекция
5
Решение тестовых заданий по содержательной линии
«Общество»
Решение проблемных и иллюстративных задач по
теме «Общество»
Работа с документами по теме: «Человек, Общество,
Природа»
Деятельность человека, ее основные виды
1
практикум
1
практикум
1
практикум
1
лекция
1
практикум
1
практикум
1
практикум
12
Выполнение тестовых заданий по содержательной
линии «Деятельность»
Выполнение тестовых заданий по содержательной
линии «Человек»
Решение иллюстративных и проблемных задач по
теме «Человек»
Экономика, ее роль в жизни общества
1
лекция
13
Экономические системы
1
лекция
14
практикум
15
Выполнение тестовых заданий по содержательной 1
линии «Экономика»
Решение графических заданий по теме: «Экономика» 1
16
Работа с документами по теме: «Экономика»
1
практикум
17
Социальная структура. Социальные отношения
1
лекция
18
Семья, типы семей
1
лекция
19
Решение тестовых заданий по содержательной линии 1
6
7
8
9
10
11
1
тест
практикум
практикум
«Социальная сфера»
20
Решение проблемных и иллюстративных заданий по 1
теме «Социальная сфера»
практикум
21
Работа с документами по теме: «Социальная сфера»
1
практикум
22
1
лекция
1
практикум
1
практикум
25
Политика, ее роль в жизни общества. Государство,
формы правления
Решение тестовых заданий по содержательной линии
«Политика»
Решение проблемных и иллюстративных заданий по
теме «Политика»
Работа с документами по теме «Политика»
1
практикум
26
Понятие «Право». Нормы права. Отрасли права
1
лекция
27
Решение тестовых заданий по содержательной линии 1
«Право»
Решение проблемных и иллюстративных заданий по 1
теме «Право»
Понятие «Культура» Духовная жизнь общества
1
практикум
Решение тестовых заданий по содержательной линии 1
«Духовная сфера общества»
Работа с документами по теме «Духовная сфера 1
общества»
Итоговая работа
2
практикум
23
24
28
29
30
31
3233
практикум
лекция
практикум
Сам. раб
Учебно-методические пособия
1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2019;
2. ГИА 2023. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова,
О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2023.
3. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2022
4. Обществознание: новый полный справочник для подготовки ОГЭ/ Баранов П.А. – М.:
АСТ: 2023
5. Конституция РФ.- Москва. 2023.
Методические материалы для учителя
6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., - М. : ВИТА ПРЕСС, 2018.
7. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2023
Цифровые образовательные ресурсы
1. Основные Internet-адреса:
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических
измерений
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.vesbook.ru - Официальный информационные портал единого
государственного экзамена
http://www.consultant.ru/- Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"