22-23 Организационный раздел ООО 5 кл

ПРИНЯТ
решением педагогического
совета
от 30.06.2022 № 8

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ Н.А. Жосан
Приказ от 30.06.2022 № 160

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
основной образовательной программы
основного общего образования
Учебный план
основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 6
на 2022/2023 учебный год (5 классы)

Хабаровский край
г. Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка к учебному плану уровня
основного общего образования (5 классы)
1. Нормативно-правовое обоснование учебного плана.
Учебный план основного общего образования МОУ СОШ №6 разработан на основе
следующих нормативных документов:
-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки. Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями: Минобрнауки РФ от 11.12.2020 г. №
712);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г.
№115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерной основной образовательной программы основного общего
образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г. (http://www.fgosreestr.ru);
- Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность» (с изм., приказ Минпросвещения России от 23 декабря
2020 г. № 766);
- Письма Минобрнауки РФ от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических
рекомендациях по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
- Письма Минобрнауки РФ от 02.12.2015 г. № 08-1447 «Методические
рекомендации по механизму учета результатов выполнения нормативов Всероссийского
физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО при осуществлении текущего контроля и
промежуточной аттестации по учебному предмету «Физическая культура»;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Письма МКУ «Информационно-методического центра г. Комсомольска-наАмуре» от 16.11.2017 г. № 01-11/50 «О реализации регионального компонента».
- Примерной программы воспитания (протокол ФУМО от 2 июня 2020 г. №2/20).
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 - 21». Учебный план МОУ СОШ №6
определяет общие рамки отбора содержания основного общего образования, разработки
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает
в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план:
• фиксирует максимальный объём нагрузки учащихся;
• определяет перечень учебных предметов, курсов, направлений учебной
деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
• распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам;
• определяет перечень предметов и формы проведения промежуточной аттестации;
• отражает специфику и комплектование классов на учебный год;

• принимается на педагогическом совете и утверждается приказом руководителя
ежегодно.
Учебный план предусматривает работу МОУ СОШ №6 в режиме пятидневной
рабочей недели, при этом предельно допустимая аудиторная нагрузка не превышает
норму, установленную СанПиН 1.2.3685 - 21 (редакция от 28.01.2021 г. № 2).
Образовательная деятельность по общеобразовательным программам осуществляется на
государственном языке Российской Федерации – русском языке. Продолжительность
уроков в школе – 40 минут; перемены по 10 минут, после второго и третьего урока - 20
минут. Начало занятий в 8 часов 00 минут. Продолжительность учебного года в 5-х
классах составляет не менее 34-х учебных недель. Количество учебных занятий за 5 лет не
может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов.
Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе и 34
учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в
неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. С
целью усиления возможностей индивидуализации учебного процесса предусмотрена
возможность деления класса на группы при изучении иностранного языка, информатики,
а также при изучении технологии. Учебная деятельность реализуется через организацию
урочной и внеурочной деятельности. Учебный план гарантирует изучение обязательных
предметов, предусмотренных Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Учебный план нацелен на решение следующих задач:
- реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования;
- выполнение основной образовательной программы основного общего
образования.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Часы части, формируемой участниками
образовательных отношений использованы на:
- увеличение количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных
предметов, курсов;
- организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий по
выбору обучающихся в рамках основной учебной сетки часов.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного основного общего образования:
 формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Все дисциплины, составляющие обязательную часть в 5-9 классах, входят в
учебный план и реализуются в полном объеме.
Учебный план ООО МОУ СОШ № 6 обеспечивает региональные особенности
содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся, позволяет
приобщить обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям,
формировать систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих
требованиям стандарта.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области и
учебные предметы:
1. Русский язык и литература (русский язык, литература).

На изучение русского языка в 5-х классах выделяется - 5 часов; литературы в 5-х
классах - 3 часа в неделю. Количество часов на изучение предметов русский язык и
литература в 5 - х классах соответствует программным требованиям базового уровня.
2. Родной язык и родная литература (родной язык (русский), родная литература
(русская)).
В соответствии с требованиями ФГОС ООО предметная область «Родной язык и
родная литература» является обязательной предметной областью с соответствующими
учебными предметами. На изучение родного языка (русского) в 5-х классах выделяется 0,5 часов; родной литературы (русской) в 5-х классах - 0,5 часа в неделю.
3. Иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык).
Предметная область «Иностранные языки» представлена предметами английский
язык. Английский язык изучается в 5-х классах по 3 часа в неделю. Предметы изучаются
на базовом уровне.
4. Математика и информатика (математика, информатика).
Область включает в себя изучение предмета «Математика» в объёме 5 часов в
неделю в 5--х классах, «Информатика» - 1 час.
Предмет «Информатика» в 5 классах 1 часу в неделю. Предметы математика,
информатика изучаются на базовом уровне.
5.Общественно-научные предметы (история, обществознание, география).
В 5 - х классах, в количестве 2 часов в неделю, изучается предмет «История».
В область также входит учебный предмет «География», который изучается в 5 классах - 1 час в неделю.
Предметы история, география изучаются на базовом уровне.
6. Естественно-научные предметы (физика, биология, химия).
Предметная область «Естественно – научных предметов» представлена
предметами: «Биология» в 5-х классах 1 час в неделю.
Предмет биология изучается на базовом уровне.
7. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
(далее – предметная область ОДНКНР) реализуется на уровне основного общего
образования в 5-х - 1 час в неделю для изучения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», данный курс оценивает оценкой, изучаются на базовом
уровне.
8. Искусство (изобразительное искусство, музыка).
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами – «Музыка»
по 1 часу в неделю в 5-х классах и «ИЗО» по 1 часу в неделю в 5-х классах. Предметы
изобразительное искусство, музыка изучаются на базовом уровне.
9. Технология (технология).
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология», на
изучение которого в 5-х классах отведено по 2 часа в неделю, что соответствует
программным требованиям базового уровня.
10. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности
(физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности» представлены предметами: «Физическая культура» по 2 часа в
неделю в 5-х классах. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую
культуру составляет 2, третий час реализуется в МОУ СОШ № 6 за счет часов из части,
формируемой участниками образовательных отношений через внеурочную деятельность
и/или за счет посещения учащимися спортивных секций. Предметы изучаются на базовом
уровне.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана использовано на:
реализацию предметной области родной язык и родная литература, основы духовно нравственной культуры народов России, второго иностранного языка.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце учебного
года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных
работ и фиксируется в журнале.
Предмет
ИЗО
Технология
Музыка
Русский язык
Литература
Родной язык (русский)
Родная литература
(русская)
История
Обществознание
География
Биология
Английский язык
Математика
Информатика
Физическая культура

Клас
с
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5

Формы промежуточной аттестации
Выступление с сообщениями
Защита реферата, по выбору учащихся
Отчетный концерт
Годовой контрольный диктант с грамматическим
заданием.
Контрольное сочинение
Итоговая работа
Итоговая работа
Тематические контрольные работы
Тематические контрольные работы
Контрольные тесты
Контрольные тесты
Тематические контрольные работы
Контрольная работа
Контрольная работа
ГТО или сдача нормативов, проект (творческая
работа)

.
Организационная модель внеурочной деятельности
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации
выбрана оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних и внешних
ресурсов образовательного учреждения). Преимущества оптимизационной модели состоят
в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого
образовательного и методического пространства в образовательном учреждении,
содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Внеурочная деятельность (образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от классно-урочной и направленная на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы) для обучающихся 6-9-х классов
реализуется через:
1. Учебный план общеобразовательного учреждения - часть формируемую
участниками образовательных отношений.
2. План внеурочной деятельности (за рамками учебного плана школы):
– через дополнительные образовательные программы школы;

– через воспитательные программы классов (экскурсии, диспуты, круглые столы,
соревнования, общественно полезные практики и т.д.).
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности: духовнонравственное
и
социальное,
общекультурное,
спортивно-оздоровительное,
общеинтеллектуальное.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ
И
СОЦИАЛЬНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ.
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и
других институтов общества.
Основные задачи:
 формирование способности к духовному развитию, реализации  творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше»;
 укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных 
отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать
согласно своей совести; формирование основ морали - осознанной обучающимся
необходимости  определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего
школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного
оптимизма;
 формирование психологической культуры и коммуникативной  компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование
способности обучающегося сознательно выстраивать и  оценивать отношения в
социуме;
 формирование основ нравственного самосознания личности (совести) 
способности младшего школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя
выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
 принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
 развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
 формирование основ российской гражданской идентичности;
 пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за  Отечество;
 формирование патриотизма и гражданской солидарности;
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с  педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
В основу работы по данному направлению положены: - «Разговоры о важном в 5-х
классах по 1 часу; организация кружка «Мы кадеты», «Познай себя» в 5-х классах по 1
часу, секция «Финансовая грамотность» в 5-х классах по 1 часу.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на
ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом

их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях
физической культурой и спортом. Данное направление реализуется программами
внеурочной деятельности: секции «Плавание/Самбо», «Строевая подготовка/ОФП» по 1
часу 5 класс.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного
направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования. Основными
задачами являются:
 формирование навыков научно-интеллектуального труда;
 развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
 формирование первоначального опыта практической преобразовательной 
деятельности;
 овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на  основного
общего образования.
В соответствии с познавательными интересами учащихся данное направление
реализуется через кружок «Математическая грамотность» 5 класс - 1 час.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Необходимым условием формирования
современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и
духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный
потенциал и эстетический вкус. Развитие эмоционально-образного и художественнотворческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою
принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления:
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических
идеалах и ценностях.
Задачи: развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих
способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной
деятельности; овладение навыками межличностного общения.
Данное направление реализуется через детские объединения и кружки: кружок
«Читательская грамотность 5 классы по 1 часу, театральная секция 5А - 1 час, кружок
«Хореография» 5Б- 1 часу, кружок «Говорим по - китайски» 5А, 6 А,7 А классы.
Вариант № 1

Перспективный недельный учебный план основного общего образования для 5дневной учебной недели*
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Предметные
курсы
области
V
VI
VII
VIII IX
Всего
Классы
Обязательная часть
и Русский язык
Литература
Иностранные языки Иностранный язык
Математика
и Математика
информатика
Алгебра
Русский
язык
литература

5
3
3
5

6
3
3
5

4
2
3

3
2
3

3
3
3

21
13
15
10

3

3

3

Геометрия

2

2

2

6

Вероятность и статистика

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

9

Общественнонаучные предметы

История
Обществознание

2

География

1

2
1

2
1

2
1

2
1

4

1

2

2

2

8

Естественно-научные Физика
предметы
Химия
Искусство
Технология

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

Биология
Изобразительное
искусство
Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2
Физическая культура Физическая культура
и
основы Основы
безопасности
безопасности
жизнедеятельности
жизнедеятельности
Итого
26
Часть,
формируемая
участниками 3
образовательных отношений
Учебные недели
34

3

28 30
2

10

4

31

2

2

34 34

8
10
2
32

1
34

147
10

34

34

Всего часов
986
1020 1088 1122 1122
Рекомендуемая недельная нагрузка (при 5- 29
30 32
33
33
дневной неделе)
Максимально допустимая недельная нагрузка 29
30 32
33
33
(при 5-дневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и
Общий
нормамиобъем аудиторной работы обучающихся не может составлять менее 5058 и
5549 часов.

5338

Учебный план на 2022-2023 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов
5А

5Б

5В

Обязательная
часть
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика

Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
Второй
иностранный язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика

5
3
0,5
0,5
3

5
3
0,5
0,5
3

5
3
0,5
0,5
3

5

5

5

157
157
более

Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Искусство

Технология
Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности

Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология

1
2

1
2

1
2

1

1

1

1
1

1
1

1
1

Музыка
Изобразительное
искусство

1
1

1
1

1
1

Технология
Основы
безопасности
жизнедеятельности

2

2

2

Физическая
культура

2

2

2

29
0

29
0

29
0

34

34

34

986

986

986

29

29

29

29

29

29

ИТОГО
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка (при
5-ти дневной неделе)
Максимально допустимая недельная
нагрузка

Внеурочная деятельность

Внеурочная
деятельность (кружки,
секции, проектная
деятельность и др.) *

5А
Филол

Количество часов в неделю
5Б

5В

Кадетски

Проинж

Разговоры о важном

1

1

1

Секция «Финансовая
грамотность»
Кружок «Мы - кадеты»
Кружок «Познай себя» /
Твоя профессиональная
карьера (9-е кл)

1

1

1

Кружок «Читательская
грамотность
Театральная студия
Кружок «Хореография»
Кружок «Говорим покитайски»

1
1

1

1

1

1
1
1

Кружок
«Математическая
грамотность»

1

Секция
«Плавание/Самбо»
Секция «Строевая
подготовка/ОФП»

1

Часы, выделяемые на
мероприятия различных
уровней (проведение
праздников, выездов,
походов, экскурсий и
т.д.)
Кол-во часов

3

3

3

7

7

7

10

10

10

Итого

1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».