22-23 Организационный раздел АООПНОО 7.2

ПРИНЯТ
решением педагогического
совета
от 30.06.2022 № 8

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______________ Н.А. Жосан
Приказ от 30.06.2022 № 160

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
основной образовательной программы
начального общего образования
Учебный план
начального общего образования для обучающихся с ОВЗ реализующего
адаптированные образовательные программы начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2, срок обучения 5 лет)

на 2022/2023 учебный год
средней общеобразовательной школы № 6

Хабаровский край
г. Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
представляет собой часть адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2) (далее - АООП НОО) муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №6, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей и коррекционно - развивающих областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план разработан на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О
внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»;
части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования»;
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся";
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598);
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП)
начального общего образования на основе ФГОС обучающихся с задержкой психического
развития;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016
№ ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
-Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации
прав граждан на получение образования на родном языке»;
-Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20
декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в
части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа
языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик
Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в
том числе русского как родного»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 №05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской
Федерации»;

-Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном
перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №
345»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в
фе- деральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имею- щих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, ос- новного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
-Устав школы.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательной
деятельности, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федера- ции в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических
требований к режиму об- разовательной деятельности, установленных действующим
СанПиНом.
В учебном плане представлены семь предметных областей и внеурочную
деятельность (включая коррекционно-развивающую область). Содержание
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает
целостное восприя- тие мира, с учетом особых образовательных особенностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в
структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части (80%) и части,
формируемой участниками образовательных отношений (20%).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в
образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Предметные области

Учебные
предметы

Основные
содержания

Русский
язык
и
литературное чтение

Русский язык

Родной
язык
и
литературное чтение

Родной
язык(русский)

Формирование
первоначальных
представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи

Литературное
чтение

задачи

реализации

на родном языке

Литературное
чтение
на
родном
языке(русском)

Иностранный язык

Иностранный
язык
(английский)
Математика

Математика
информатика

и

Обществознание
и
естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий
мир

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы
религиозных
культур
и
светской этики

Искусство

Музыка
Изобразительное
искусство

Технологии

Технология

Физическая культура

Физическая
культура

коммуникативных умений, нравственных
и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности

Развитие
математической
речи,
логического
и
информатика
алгоритмического
мышления,
воображения,
обеспечение
первоначальных
представлений
о
компьютерной грамотности
Формирование уважительного отношения
к семье населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем.
Формирование
модели
безопасного
поведения в условиях повседневной жизни
и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
психологической культуры и компетенции
для
обеспечения
эффективного
и
безопасного взаимодействия в социуме
Воспитание способности к духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование
первоначальных представлений о светской
этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и
современности России (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 18.12.2012 N 1060)
Развитие способностей к художественнообразному:
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного
и
музыкального
искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему
миру
Формирование опыта как основы обучения
и
познания,
осуществление
поисковоаналитической деятельности для
практического решения прикладных задач
с использованием знаний, полученных
при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта
практической
преобразовательной
деятельности.
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому:
нравственному и социальному развитию,
успешному
обучению,
формирование
первоначальных умений саморегуляции

средствами
физической
культуры.
Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования при получении
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Выбор языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского
языка как родного языка, который будет изучать несовершеннолетний обучающийся в
рамках предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»,
осуществляют родители (законные представители) по письменному заявлению,
содержащему указания на язык.
Для удовлетворения биологической особенности в движении независимо от
возраста обучающихся проводится не менее 3-х учебных занятий физической
культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объёме
общей недельной нагрузки.
В предметную область «Иностранный язык» введен учебный предмет
«Иностранный язык» (английский), (2,3 кл. – 2ч в неделю, 4 кл. – 2 ч в неделю), в
результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов,
осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного
предмета «Иностранный язык» начинается со 2-го класса. На его изучение отводится
2 час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс не
делится на две группы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
особенностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
особенностей каждого обучающегося. Один час из части, формируемой участниками
образовательных отношений взят на изучение английского языка.
В 4-ых классах вводится изучение комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) с нагрузкой 1 час в неделю с
обязательным выбором родителями (законными представителями) обучающихся
одного из перечисленных модулей: основы православной культуры; основы
иудейской культуры; основы мусульманской культуры; основы буддийской культуры;

основы светской этики; основы мировых религиозных культур.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5
лет, с обязательным введение первого дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления
здоровья обучающихся. Обучение проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образова- ния в 1 и 1 дополнительном классах составляет 33 недели, во 2-4 классах —
34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1
дополнительном1 классов приказом директора устанавливаются в 3 четверти
дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных периодов учебный год делится на 4 четверти.
Продолжительность учебных занятий во 2-4 классах составляет 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах
используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии в сентябре, октябре − по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; во 2ом полугодии - январь-май − по 4 урока и 1 день в неделю не более 5 уроков за счёт
урока физической культуры по 40 минут каждый.
Для детей с ЗПР вариант 7.2 обучение организуется по учебникам
общеобразовательной программы НОО «Школа России».
Промежуточная аттестация в школе проводится по каждому учебному
предмету по итогам учебного года. Формы промежуточной аттестации:
Формы промежуточной аттестации
Предмет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Русский язык
контрольный контрольная
контрольная
контрольная
тест
работа
работа
работа
Литературное чтение
контрольный контрольный контрольный контрольный
тест
тест
тест
тест
Родной язык
защита проек- защита проек- защита проек- защита проекта
та
та
та
Литературное чтение на защита проек- защита проек- защита проек- защита проекродном языке
та
та
та
та
Математика
контрольный контрольная
контрольная
контрольная
тест
работа
работа
работа
Иностранный язык
контрольная
контрольная
контрольная
работа
работа
работа
Окружающий мир
контрольный контрольный контрольный контрольный
тест
тест
тест
тест
Основы
религиозных защита проеккультур и светской этита
ки
Изобразительное искус- защита проек- защита проек- защита проек- защита проекство
та
та
та
та
Музыка
защита проек- защита проек- защита проек- защита проекта
та
та
та
Технология
защита проек- защита проек- защита проек- защита проекта
та
та
та

Физическая культура

сдача
нормативов

сдача
нормативов

сдача
нормативов

сдача
нормативов

Учебный план на 2022-2023 учебный год для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2) (пятидневная
учебная неделя)

Предметные
области
Обязательная
часть
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
(окружающий
мир)
Искусство

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
11

1
Русский язык
Литературное
чтение
Родной язык
(русский )
Литературное
чтение на родном
языке
(русском)
Иностранный язык
(английский)
Математика

2

3

4

4
4

4
4

4
4

4
4

4
4

1/0

1/0

1/0

1/0

1/0

0/1

1/0

0/1

0/1

0/1

-

-

1

1

1

4

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

2

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
3

1
3

1
3

1
3

1
3

21
-

21
-

23
1

23
1

23
1

21

21

23

23

23

10

10

10

10

10

7
6
1
3

7
6
1
3

7
6
1
3

7
6
1
3

7
6
1
3

Технология
Физическая
культура
Итого
Часть формируемая участниками
образовательных отношений
(английский язык)
Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5-дневной неделе
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
коррекционно-развивающую область
Коррекционно-развивающие занятия
Подвижные игры
Направления внеурочной деятельности

Всего

31

31

33

33

33

Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность может быть организована в дистанционной форме,
например, в форме онлайн-курса, онлайн-мероприятия и других. При отсутствии
возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация
в рамках соответ- ствующих государственных (муниципальных) заданий,
формируемых учредителем, ис- пользует возможности образовательных организаций
дополнительного образования, орга- низаций культуры и спорта.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется школой.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей освоение содержания АООП НОО.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
обя- зательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия
(логопеди- ческие и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные
занятия), "Подвижные игры» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия).
Коррекционный
курс
"Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические и психокоррекционные)".
Основные задачи реализации содержания: Совершенствование движений.
Коррек- ция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
Формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуаль- ных процессов. Гармонизация психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных
навыков, расширение представлений об окружающей действительности.
Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной). Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических
полей. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционный курс "Подвижные игры".
Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, коррекция
недо- статков психомоторной и эмоционально-волевой сфер. Развитие общей и
речевой мотори- ки. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том
числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации
движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники школы (учителя начальных
классов, учителя- логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги
дополнительного образо- вания и др.), также и медицинские работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую
область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования,
направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных

на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на коррекционно-развивающую область и 3
часа на внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность.
Спортивно-оздоровительное направление

1

Подвижные игры

Общекультурное направление

1 Занимательный русский

Общеинтеллектуальное направление

1Работа с текстом
1 Умники и умницы

Духовно-нравственное направление

1 Разговоры о важном

Социальное направление

1ОПД

Итого

6ч
Коррекционно-развивающая область

Коррекционные занятия с педагогомпсихологом

2

Коррекционные занятия с учителемлогопедом

2

Итого

4ч

Итого

10ч

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего обучения
составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционно-развивающее
направление.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».