Приказ №
Приказываю утвердить положение о мониторинге социальных сетей обучающихся,
Алгоритм проведения мониторинга социальных сетей несовершеннолетних
Приложение
Пположение о мониторинге социальных сетей обучающихся
Алгоритм проведения мониторинга социальных сетей несовершеннолетних
Директор МОУ СОШ №6
Н.А.Жосан
Утверждено приказом № _____ от _______
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 6:__________ Н.А.Жосан
Приказ №___ от ______________
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге социальных сетей обучающихся МОУ СОШ № 6
1. Общие положения
1. Настоящее положение о мониторинге социальных сетей обучающихся МОУ
СОШ № 6 (далее – Положение) разработано с учетом основных положений
Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от
29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Положение адресовано педагогу-психологу, классным руководителям
регламентирует действия классного руководителя.
3. Задачи мониторинга:
- определение круга пользователей социальными сетями из числа обучающихся
МОУ СОШ № 6, зарегистрированных в социальной сети под своим именем;
- выявление из их числа условных лидеров (наиболее популярных
пользователей);
- выявление признаков девиантного поведения пользователей, указанной
категории, проявлений поддержки криминальной субкультуры, их атрибутики и
символики;
- выявление признаков, указывающих на возможность наркотизации
исследуемого круга пользователей.
4. Ответственным за организацию мониторинга социальных сетей является
заместитель директора по воспитательной работе.
5. Понятия, используемые в настоящем Положении:
- социальная сеть - сайт в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» (далее – сеть «Интернет»), предназначенный для распространения,
передачи в сети «Интернет» пользователями социальной сети (далее пользователь, пользователи) информации, голосовой информации, письменных
текстов, изображений, звукозаписей, музыкальных произведений,
аудиовизуальных произведений и для удаленного взаимодействия, иного
обмена информацией между пользователями.
- мониторинг аккаунтов обучающихся в социальных сетях в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – мониторинг) – деятельность
работников и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, направленная на выявление негативных явлений,
проявляющихся в информации, распространяемой учащимися в социальных
сетях.
- мониторинг осуществляется педагогическими работниками при наличии
аккаунтов обучающихся в следующих социальных сетях: ВКонтакте
(https://vk.com/ ), телеграмм (https://web.telegram.org), а также иных социальных
сетях исходя из актуальности среди несовершеннолетних на момент проведения
мониторинга.
6. Мониторинг социальных сетей проводится в школе классными
руководителями всех обучающихся, начиная с 1 по 11 класс включительно, 2
раза в месяц с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные
деструктивные сообщества, (особое внимание обращать с кем общаются,
отмечать, в каких группах состоят, на тематики групп, записи на «стене»
несовершеннолетних с суицидным подтекстом, депрессивное настроение,
пропаганду насилия, порнографическую и эротическую информацию,
агрессивные проявления или информацию наркотического содержания).
7. Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих на контроле,
требующих повышенного педагогического внимания («группа риска», СОП,
стоящие на различных видах профилактического учета, относящихся к
различным субкультурам, проявляющих девиантное поведение или агрессию,
находящихся в трудной жизненной ситуации) проводится 2 раза в месяц.
В случае поступления информации классному руководителю о возможном
семейном неблагополучии, результатах психодиагностики, а также при
видимых негативных проявлениях у ребенка, замкнутости, других проявлениях,
мониторинг социальных сетей необходимо провести классному руководителю в
течение 5 дней.
При проведении мониторинга классные руководители обращают внимание на
контакты, друзей, записи, лайки и репосты, фотографии, видеозаписи, группы и
сообщества, в которых состоит несовершеннолетний.
2. Перечень информации, запрещенной для распространения среди детей
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится
информация:
1. Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их
жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью,
самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на
склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
2. Способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства,
психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия,
алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных
играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
3. Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или)
жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по
отношению к людям или животным.
4. Содержащая изображение или описание сексуального насилия.
5. Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные
сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или)
другим членам семьи.
6. Оправдывающая противоправное поведение.
7. Содержащая нецензурную брань.
8. Содержащая информацию порнографического характера.
9. О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных
действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и
видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных
законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего,
аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного
пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую
прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
3. Результаты мониторинга
1. По результатам мониторинга составляется справка (запись в журнале
классного руководителя), в которой отражается количество обучающихся в
классе, количество просмотренных в ходе мониторинга страниц обучающихся,
сведения о выявлении в ходе мониторинга на страницах обучающихся
информации, указанной в Разделе 2 настоящего Положения.
2. В случае выявления при мониторинге информации, указанной в пп. 1-5
Раздела 2 настоящего Положения, классный руководитель незамедлительно
информирует заместителя директора по учебно-воспитательной, при его
отсутствии педагога-психолога, социального педагога или директора МОУ
СОШ № 6.
3. Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальный педагог при
получении информации от классного руководителя проводит проверку этой
информации. При подтверждении фактов наличия информации, указанной в пп.
1-5 Раздела 2 настоящего Положения информирует соответствующие
правоохранительные органы, направляет информацию Федеральную службу по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
для блокировки.
4. При получении информации от классных руководителей в соответствии с п.
6-9 Раздела 2 настоящего Положения организует проведение профилактической
работы с обучающимся, его родителями (законными представителями).
5. К профилактической работе привлекаются педагог-психолог, специалисты
органов и учреждений системы профилактики.
6. Результаты мониторинга рекомендуется учитывать при разработке и
корректировке планов индивидуально-профилактической работы, планировании
профилактических мероприятий, организации работы с активом обучающихся,
волонтерскими отрядами.
Приложение № 1
О ведении мониторинга аккаунтов обучающихся в социальных сетях в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Действия педагогического работника по подготовке и проведению
мониторинга социальных сетей.
1. Определите круг изучаемых лиц.
2. Определите разделы на страничке в социальной сети, содержание которых
будете анализировать.
3. Проведите анализ страницы пользователя (профиля) социальной сети.
4. Обращайте внимание на наличие терминологии, используемой в среде
потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
5. Обращайте внимание на выражение гнева, ненависти, безразличия,
жестокости, наличие групп с агрессивными концепциями, склоняющих к
противоправным действиям, суицидальным поступкам и т.п.
6. Обратите внимание на окружение и друзей подростка. Возможно, вы
заметите уже знакомых вам «неблагополучных» детей или взрослых
сомнительного вида.
7. Не навязывайте себя и свои взгляды подросткам и молодежи в сети
8. Наблюдайте. Будьте естественными и искренними.
9. Соблюдайте конфиденциальность.
Приложение № 2
О ведении мониторинга аккаунтов обучающихся в социальных сетях в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Анализ профиля (персональной страницы) пользователя социальной сети
1. Профиль в социальной сети представляет собой страничку с разветвленной
структурой, предоставляющей возможность переходить к разным разделам и
редактировать информацию о себе. Профиль является идентификатором
каждого пользователя. В зависимости от типа и вида программы, профили
содержат в себе множество различной информации.
2. Каждый профиль содержит аватар - графическое изображение реального
пользователя, небольшая картинка или фотография, при помощи которой
пользователь социальной сети или форума показывает другим людям свою
внешность, сущность, характер или увлечения.
3. Профиль предполагает наличие личных данных, заполнение которых не
является обязательным и может быть скрыто пользователем от посетителей:
фамилия, имя, дата и место рождения, образование, контакты и т.п.
4. Имя пользователя или никнейм может быть реальным, либо вымышленным.
Имя отображается каждый раз, когда пользователь что-то комментирует или
публикует свои заметки, отвечает на чьи- то вопросы или задает их сам.
5. Профиль также содержит информацию о друзьях пользователя, группах
(сообществах), в которые он входит, фотографии, аудиозаписи, видеозаписи
6. Каждая страница пользователя содержит комментарии на так называемой
«стене». Комментарии характеризуют круг интересов, увлечений, актуальных
на данный момент проблем, манеры общения в сети.
Приложение № 3
О ведении мониторинга аккаунтов обучающихся
в социальных сетях в
информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»
ОТЧЕТ
о мониторинге социальных сетей по выполнению фактов распространения информации, склоняющей
обучающихся к асоциальному поведению класса
ФИО
В каких социальных сетях
зарегистрирован
(Вконтакте, Телtграмм,
Likee, Tik tok, You Tube,
Rutube)
Наличие
фейковых
страниц
(при
наличии
указать)
Наличие
закрытых
аккаунтов
Содержание на странице, в том числе группах, подписках
Суицидальной
направленности
(указать
ссылку)
Дата ________________
Экстремистской
тематики
(указать
ссылку)
Жестокое
отношение,
насилие
(указать
ссылку)
Алкоголь,
наркотики
(указать
ссылку)
Порнография
(указать
ссылку)
Классный руководитель_____________ /______________ /
Противоправный
призыв
(указать ссылку)
Приложение № 4
О ведении мониторинга аккаунтов обучающихся
в социальных сетях в
информационно- телекоммуникационной сети «Интернет»
ЖУРНАЛ
учета работы по мониторингу социальных сетей МОУ СОШ № 6
Дата
мониторинг
а
Ф.И.О.
классного
руководител
я
Клас
с
Количеств
о страниц
Количество
учащихся
категории
(СОП, ИПР,
«группа
риска»,
склонных к
суицидальны
м
проявлениям,
повышенной
тревожности)
Результа
т
Подпись
классного
руководител
я
Подпись педагога
психолога об
информированност
и
Подпись заместителя
директора по
ВР об
информиров
а нности
ЖУРНАЛ
учета работы по мониторингу социальных сетей МОУ СОШ № 6
Дата
мониторинг
а
Ф.И.О.
классного
руководител
я
Клас
с
Количеств
о страниц
Количество
учащихся
категории
(СОП, ИПР,
«группа
риска»,
склонных к
суицидальны
м
проявлениям,
повышенной
тревожности)
Результа
т
Подпись
классного
руководител
я
Подпись педагога
психолога об
информированност
и
Подпись заместителя
директора по
ВР об
информиров
а нности
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 6:__________ Н.А.Жосан
Приказ №___ от ______________
АЛГОРИТМ
проведения мониторинга социальных сетей несовершеннолетних в МОУ СОШ № 6
1. Руководителю образовательной организации (далее – ОО) на основании внутреннего
локального документа ввести в обязанность классных руководителей проведение
мониторинга социальных сетей обучающихся.
2. Педагогам, осуществляющим мониторинг социальных сетей обучающихся, необходимо
изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:
- общая безопасность в интернете (правила работы);
- настройка родительского контроля;
- регистрация в социальных сетях;
- создание группы в социальных сетях, интернет – сервисах;
- специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.
3. Классным руководителям организовывать разъяснительную работу с родителями
(законными представителями) и учащимися по работе с интернет – ресурсами в
безопасном режиме, созданию форумов, групп, блогов, использованию
специализированных программ, зарегистрироваться в социальных сетях, создавать группы
совместно с учащимися, наполняя их интересным содержанием, вовлекая в полезное для
их развития общение.
4. Мониторинг социальных сетей проводится в ОО классными руководителями всех
учащихся, начиная с 5 класса включительно, 1 раз в месяц с целью выявления
несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества, (особое
внимание обращать с кем общаются, отмечать, в каких группах состоят, на тематики
групп, записям на «стене» несовершеннолетних с суицидным подтекстом, депрессивного
настроения, пропагандой насилия, порнографической и эротической информации,
агрессивных проявлений или наркотического содержания).
Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих на контроле, требующих
повышенного педагогического внимания («группа риска», СОП, ИПР, из замещающих
семей, относящихся к различным субкультурам, проявляющие девиантное поведение или
агрессию, находящихся в трудной жизненной ситуации, и иные) проводится 2 раза в
месяц.
В случае поступления информации классному руководителю о возможном семейном
неблагополучии, результатах психодиагностики, а также при видимых негативных
проявлениях у ребенка, замкнутости, других проявлениях, мониторинг социальных сетей
необходимо провести классному руководителю в течение 5 дней.
5. Классным руководителям при выявлении случаев деструктивных проявлений, склонности
к суицидальному поведению среди учащихся (наличие на странице «подозрительных»
групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.):
- обратить внимание на поведение ребенка в школьной, классной среде;
- информировать педагога – психолога;
6.
7.
8.
9.
- осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, их родителями
(законными представителями).
Далее педагог – психолог ОО проводит психодиагностическое обследование,
консультацию, индивидуальную работу с несовершеннолетним, взаимодействует с
классным руководителем, законным представителями по выявлению условий воспитания,
проблем во взаимоотношениях со сверстниками, причин тревожных проявлений у ребенка.
Психологическая помощь оказывается несовершеннолетним в возрасте до 14 лет с
согласия одного из законных представителей, с 14 лет – с согласия несовершеннолетнего.
В случае подтверждения выявленных проблем в воспитании несовершеннолетнего,
взаимоотношений со сверстниками, неудовлетворительного психоэмоционального
состояния ребенка, психолог организует работу во взаимодействии с подразделением по
делам несовершеннолетних МВД.
Результаты мониторинга социальных сетей в ОО вносятся в журнал (Приложение 1).
Вести карту наблюдения за активностью обучающегося в социальных сетях (Приложение
2).
Приложение 1
ЖУРНАЛ
учета работы по мониторингу социальных сетей
МОУ СОШ № 6
Дата
мониторинга
Ф.И.О. классного Класс
руководителя
Количество
страниц
Количество
Результат
учащихся
категории (СОП,
ИПР, «группа
риска», склонных
к суицидальным
проявлениям,
повышенной
тревожности)
Подпись
Подпись
классного
педагога
руководителя психолога об
информированн
ости
Приложение 2
Карта наблюдения за активностью обучающегося в социальных сетях
Фамилия, имя учащегося. Класс. Дата.
п/п Индикаторы наблюдения
1
Отсутствие на аватаре подлинного фото, замена на
абстрактное изображение. Замена личных данных на
вымышленные.
2
Главное
фото, имя и
даты имеют
деструктивный
(символический) характер.
3
Наличие личных комментариев под фото, постами,
указывающих на эмоциональную нестабильность, резкие
перепады настроения, статуса неоднозначного статуса.
4
Наличие статуса деструктивного характера.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Количество баллов
1 - при наличии, 0 - при
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
1 - при наличии, 0 - при
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
Небольшое количество друзей, отсутствие общения со
1 - при наличии, 0 - при
сверстниками, резкое изменение прежнего круга общения. отсутствии
Наличие фото, демонстрирующие факты употребления
2 - с собственным
ПАВ и склонность к риску (на крыше, мосту, железной
участием,
дороге), жестокое обращение с животными.
1
без
собственного
участия, 0 - отсутствие
Наличие записей на странице специфических слов и
1 - при наличии, 0 - при
словосочетаний (агрессивного содержания, жаргонизмов). отсутствии
Наличие записей на странице терминов из фармакологии, 2 - при наличии, 0 - при
прямых или косвенных высказываний о намерении ухода отсутствии
из жизни.
Повышенный интерес к вопросам смерти, подписка на
2 - при наличии, 0 - при
сообщества, отражающие данные вопросы, изображения отсутствии
кладбищ и гробов.
Наличие специфических интересов к лекарствам и
2 при наличии,
психоактивным веществам (видео с людьми под
0 - при отсутствии
воздействием ПАВ, подписка на сообщества,
пропагандирующие ПАВ, изображения шприцев,
конопли, клея и пр.).
Наличие интереса к фактам нанесения телесных
2 - при наличии, 0 - при
повреждений и самоповреждений (изображения синяков, отсутствии
ссадин, шрамов, порезов, ожогов).
Наличие подписок на сообщества, пропагандирующие
2 - при наличии, 0 - при
расстройства пищевого поведения (анорексии, булимии). отсутствии
Наличие повышенного внимания к оружию.
1 - при наличии, 0 - при
отсутствии
Наличие внимания к применению и изготовлению оружия 2 - при наличии, 0 - при
вне компьютерных игр и исторического, познавательного отсутствии
контекста.
Наличие повышенного интереса к сообществам
2 - при наличии, 0 - при
17
нацистской, фашистской тематики, позиция оправдания
убийств.
Наличие
подписок
и
комментариев
в
пабликах околополитического
содержания,
призывающих подростков к нарушениям закона.
Отсутствие увлечений, соответствующих возрасту.
18
Наличие повышенного интереса к комиксам и аниме.
19
Наличие повышенного интереса к хентай манга
(порнокомиксам).
Факты подражания героям компьютерных игр, активная
вовлеченность в сообщества, связанных с
компьютерными играми.
Наличие информации (посты, статусы),
свидетельствующие о наличии конфликтов с близкими
людьми, родителями и т.д.
Наличие неодобрительных, оскорбительных и
уничижительных комментариев по фото и постами,
свидетельствующие о троллинге и буллинге.
16
20
21
22
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
1 - при наличии, 0 - при
отсутствии
1 - при наличии, 0 - при
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
2 - при наличии, 0 - при
отсутствии
Подсчитывается общая сумма баллов. Засчитывается общая сумма баллов::
0 - 3 балла - низкая степень риска деструктивного поведения;
4 - 9 баллов - умеренная степень риска деструктивного поведения;
10 - 20 баллов - значительная степень риска деструктивного поведения; 21 - 32 баллов высокая степень риска деструктивного поведения.