Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОГЛАСОВАН
Педагогическим советом МОУ СОШ № 6
(протокол от 25.12.2024 № 5 )
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 6
__________
Н.А. Жосан
Приказ №3 от 09.01.2025 года
СОГЛАСОВАН
советом родителей МОУ СОШ № 6
(протокол от 25.12.2024 № 2)
Положение об итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об итоговой аттестации обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (далее — положение) разработано в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Минобрнауки
России от 19 декабря 2014 г. № 1599 (ФГОС), Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1026 (ФАООП), Методическими рекомендациями ФГБНУ «Институт
коррекционной
педагогики» и уставом
Муниципального
общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа № 6 (далее — школа).
1.2. Положение определяет требования к формам, процедуре и документальному
оформлению процедуры итоговой аттестации по результатам завершения обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
1.3. Все заявления, уведомления и иные документы в целях проведения итоговой
аттестации, обучающихся могут быть направлены посредством электронной или иной
связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений
и их документальное подтверждение. Факт ознакомления с документами фиксируется
в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами школы по вопросам
организации электронного документооборота.
2. Цели и задачи итоговой аттестации
2.1. Итоговая аттестация как форма оценки качества образования является завершающим
этапом проверки и сравнения планируемых результатов, заложенных в АООП, с уровнем
и объемом знаний, которыми овладел выпускник к завершению ее реализации и
проводится с целью оценки эффективности реализации образовательных программ и
прогнозирования дальнейших образовательных маршрутов для реализации социальных,
профессиональных и других возможностей, обучающихся в жизни, их дальнейшей
социализации.
2.2. В ходе итоговой аттестации по завершению реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными нарушениями
оцениваются не только академические знания подростка (умения правильно
ориентироваться в условиях задания, понимать смысл прочитанного текста, производить
необходимые в практической жизни расчеты, решать задачи социального характера), но и
умения выполнять практические задания по трудовому профилю, а также возможностей и
достижений в личностной сфере.
2.3. В ходе аттестационных мероприятий определяются сильные качества и
возможности личности обучающихся, а именно: сформированности социально-бытовых
умений, навыков коммуникации, способности к межличностному взаимодействию,
умения управлять собственным поведением, положительных черт характера,
индивидуальных качеств, проявляющихся во внеурочной деятельности.
3. Формы проведения итоговой аттестации
3.1. Формы проведения итоговой аттестации по завершению реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с интеллектуальными
нарушениями определяются положениями ФГОС и ФАООП.
Для обучающихся, обучение которых проводилось по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями варианта 1, итоговая аттестация осуществляется в форме двух испытаний:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Для обучающихся, обучение которых проводилось по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
варианта 2 предметом итоговой оценки является достижение результатов освоения СИПР
последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся
СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
•
•
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
•
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
4. Порядок проведения итоговой аттестации
4.1. Итоговая аттестация проводится согласно графику, утверждаемому руководителем в
конце учебного года.
4.2. Организация итоговой аттестации обучающихся по АООП варианта 1 осуществляется
в течение трех дней:
в первый день проводится ИА по учебным предметам «Русский язык», «Чтение
(Литературное чтение)»; на процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
во второй день — по учебным предметам «Математика», «Основы социальной жизни»; на
процедуру отводится 1,5 часа (90 минут);
в третий день — по учебному предмету «Труд (технология)»; на выполнение теста
отводится 40 минут, на выполнение практического задания — 2 часа (120 минут); между
выполнением теста и практическим заданием допускается перерыв не менее 15-20 минут.
Вариант выполнения практической работы по выбранному профилю труда определяет
учитель с учетом возможностей каждого обучающегося.
Перерыв между проведением отдельных аттестационных испытаний должен быть не
менее 2 календарных дней.
4.3. Аттестационные мероприятия проводятся коллегиально. Для проведения итоговой
аттестации по результатам реализации АООП варианта 1 в школе создаются комиссии:
аттестационная – для проведения аттестационных мероприятий и оценки их
результатов;
• апелляционная – для рассмотрения обращений выпускников и их родителей
(законных представителей) по факту несогласия с результатами итоговой
аттестации.
•
4.4. Комиссии формируются ежегодно приказом руководителя. В состав комиссии входит
от пяти человек, в числе которых:
педагоги, которые осуществляют непосредственное преподавание учебных
предметов, по которым проводится аттестация;
• педагог-дефектолог, учитель-логопед или иной специалист в соответствии со
спецификой обучающихся.
•
Количество членов комиссии должно быть нечетным. При невозможности явки одного из
членов комиссии на аттестационные мероприятия ему назначается замена.
4.5. Для проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 2 в
школе создается экспертная группа на междисциплинарной основе.
4.6. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребенка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения
ребенка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены
в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный
уровень жизненной компетенции.
4.7. Состав экспертной группы утверждается приказом руководителя. В экспертную
группу могут входить представители всех заинтересованных участников образовательного
процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи. Количество
членов экспертной группы не ограничено.
4.8. В целях проведения итоговой аттестации в школе создаются условия в соответствии с
состоянием физического здоровья и психоэмоционального состояния обучающихся.
5. Оформление результатов итоговой аттестации
5.1. В ходе проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 1
членами комиссии составляется протокол.
5.2. По завершению итоговой аттестации комиссия подписывает протокол и составляет
психолого-педагогическую характеристику обучающегося с целью определения его
возможного дальнейшего образовательного маршрута.
5.3. Психолого-педагогическая характеристика подписывается всеми членами комиссии и
выдается выпускнику вместе со свидетельством об обучении.
5.5. В ходе проведения итоговой аттестации по результатам реализации АООП варианта 2
протокол не составляется. Результаты итоговой аттестации оформляются только
психолого-педагогической характеристикой.