МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
на заседании
Директор МОУ СОШ № 6
________/Боярчук О.Ю.
педагогического совета
_________/Н.А. Жосан
протокол № 8 от 25.06. 2024 г.
протокол № 8
Приказ № 163
от 25.06. 2024 г.
от 25.06.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
Кружок «Хореография»
Срок освоения: 1 год (1-4 класс)
Составитель:
Антипина А.С., учитель хореографии
г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Кружок «Хореография» для 1-4
классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования,
основной образовательной программы основного общего образования МОУ
СОШ № 6.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец
является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует
его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредствам
которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые
личные стороны нашего существа».
Хореография, хореографическое
искусство (от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) —
танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством
создания художественного образа являются движения и положения
человеческого тела.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства
ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,
одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику
рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают физическую
нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в
хореографии
движения,
прошедшие
длительный
отбор,
оказывают
положительное воздействие на здоровье детей.
Развитие современного общества настолько стремительно, что подростки
обращают внимание на окружающую их среду, реагируя на отношения общества
эмоционально. Проявляя свои яркие эмоции в танце, дети получают заряд
энергии в своих выступлениях перед родными и близкими им людьми.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку,
прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают
представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как
средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о
танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история,
его обычаи и характер. Танцевальный материал дается в элементах и движениях,
разучивается по правилам школы историко-бытового и бального танца.
Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие
хореографического
искусства,
способность
самостоятельно
оценить
хореографическое
произведение,
музыкальность
и
выразительность,
благородство манеры исполнения, понимание выразительности отдельных
элементов, чувство товарищества и взаимопомощи.
В данной программе представлен особый, более широкий комплексный
подход к реализации цели и задач обучения, увеличен раздел хореографической
подготовки. Обучающиеся овладевают навыками основополагающего принципа
синтетического танцевального искусства, включая детальную предварительную
работу с музыкальным материалом.
Данная программа актуальна в связи с тем, что дополнительное
образование предусматривает широкое распространение в общеобразовательной
школе занятий по хореографии в форме дополнительного обучения. Бальные
танцы обязательно входят в воспитательную программу для кадетских классов.
Историко-бытовые и бальные танцы играют немаловажную роль в
воспитании детей. Это связано с многогранностью бального танца, который
сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно –
физического, этического и художественно – эстетического развития и
образования.
В МОУ СОШ № 6 проходит ежегодный, уже традиционный «Кадетский
бал», где дети принимают активное участие и с большим воодушевлением
пытаются передать красоту танца, его стиль и эпоху. Одной из задач программы
является подготовка детей к «Кадетскому балу».
На занятиях по программе «Хореография» происходит массовое обучение
основам бальной хореографии. Это, безусловно, поможет педагогическому
коллективу в организации учебно-воспитательного процесса образовательного
учреждения, например в подготовке школьных и внешкольных мероприятий. В
то же время ученики, обучавшиеся бальному танцу, станут впоследствии
носителями и пропагандистами отечественной и мировой бальной хореографии.
Освоение разновидностей танцев, предлагаемых программой, направлено на
пробуждение у школьников интереса и уважения к национальной культуре и
искусству других народов.
Программа составлена с учетом планирования воспитательной работы в
кадетских классах, которая предусматривает еженедельные занятия
хореографией.
Цель программы - формирование личности школьника, идейнонравственной направленности его сознания в отношении хореографической
культуры.
Задачи:
- дать детям представление об общих закономерностях отражения
действительности в хореографическом искусстве;
- использовать специфические средства искусства танца для гармонизации
развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического
образования детей;
- использовать этические особенности танца для воспитания нравственности,
дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности;
- обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру
поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
- обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка,
укрепление мышечного корсета средствами бального танцев, воспитать культуру
движения.
В течение года следует стимулировать занятия хореографией. Хорошей
традицией является Кадетский бал или награждение в конце учебного года.
В процессе реализации программы необходимо приобщить обучающихся к
посещению концертов лучших хореографических коллективов города,
работающих в разных жанрах хореографии.
Планируемые результаты
В результате реализации программы «Хореография» обучающиеся должны
знать:
- специальную лексику;
- позиции классического танца;
- основные виды бальных танцев;
- базовые фигуры бальных танцев.
Обучающиеся должны уметь:
- точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;
- артистично двигаться под музыку;
- создавать композиции из базовых фигур.
В процессе занятий танцами должны быть освоены следующие понятия
музыкальной грамоты: музыка – ритмическая и эмоциональная основа танца.
Связь музыки и моторных реакций человеческого тела.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Звук как наименьший
строительный элемент музыкальной речи. Музыкальный звук и его основные
свойства: высота, сила, тембр и длительность. Музыкальная фраза, предложение
и тема. Расчлененность и связность музыкальной речи. Мелодия и
аккомпанемент. Соответствие пластики с мелодией в одних танцах или с ритмом
в других. Понятие о метре (музыкальном размере). Двух- трех- и
четырехдольные метры – основные музыкальные размеры танцевальной музыки.
Длительности: 1/2, 1/4, 1/8,1/16; сильные и слабые доли.
Темп, ритм, ритмический рисунок. Зависимость пластики изучаемых
танцев от мелодии, ритма и темпа музыки.
Музыкальная тема и художественный образ.
Содержание программы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней
подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных
дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание
составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения
тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы —
развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
1.
Историко-бытовой и бальный танец, элементы музыкальной
грамоты.
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия.
Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время
занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с
исполненным движением;
- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является
главным методическим приёмом преподавания.
2.
Танцевальная азбука (тренаж).
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений историкобытовой и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию
тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку,
развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила
хореографии. Главная задача педагога при изучении движений, положения или
позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в
совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей
грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид
деятельности учащихся.
3.
Танец (историко-бытовой, бальный)
Этот раздел включает изучение историко-бытовых и бальных танцев, а
также знакомство обучающихся с простейшими танцевальными элементами и
фигурами, с тренажем на середине зала. В начале учащиеся знакомятся с
происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным
построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения.
Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по
степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую
композицию. Историко-бытовой танец изучается на протяжении всего курса
обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и
танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие
элементы историко-бытового танца, изучаются в небольшом объёме и
включаются в раздел «танцевальная азбука». А затем добавляются элементы
бального танца. Беседы по хореографическому искусству.
4. Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в
течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории становления
хореографического искусства, его специфике и особенностях. Цель занятий
состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический
путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную
направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
5. Постановочная деятельность.
Организация постановочной деятельности учащихся позволяет педагогу
увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола,
возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде
деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
Подготовка к кадетскому балу. Кадетский бал
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний,
получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и
выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца
различных эпох, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит
перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Педагог может корректировать объем изучаемого материала в зависимости
от года обучения, индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода
при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую
очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность
основывается на следующих принципах:
- принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в
отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными
движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к
самооценке своих действий и к соответствующему их анализу;
- принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме,
амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному
усвоению танцевальных движений;
- принцип доступности требует постановки перед учащимися задач,
соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого
учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному,
от легкого к трудному, от простого к сложному;
- принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса
формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для
поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную
последовательность решения танцевально-творческих заданий;
- принцип гуманности в воспитательной работе (безусловная вера в доброе
начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю
ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения);
- принцип демократизма основывается на признании равных прав и
обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного
климата в социальной среде.
В программе выделены следующие направления:
- развитие физических способностей детей;
- приобретение танцевально-ритмических навыков;
- работа над танцевальным репертуаром;
- музыкально-теоретическая подготовка;
- теоретико-аналитическая работа;
- концертно-исполнительская деятельность.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять
мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных
отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти,
формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться
ритмично.
- Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся. Это метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой
методы.
- Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу
входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в
дальнейшем более сложные движения.
- Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно
приостановить для
уточнения двигательного движения,
улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
- Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических
игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и
повышении ответственности каждого за достижение определённого результата.
Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю в каждом
классе. Всего 34 часа в год в каждом классе.
Содержание курса.
1 год обучения.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
Музыкально-ритмическая
деятельность
включает
ритмические
упражнения, построения и перестроения для учащихся 1 года обучения.
Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать
восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально —
слуховых представлений, развитие умений координировать движений с
музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука».
Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся,
рассматриваются основные танцевальные правила, танцевальный этикет.
Большое значение уделяется постановке корпуса, позиции рук и ног. Задача
педагога – составить у обучающихся представление о позе исполнителя,
положениях фигуры по отношению к зрителю.
Раздел «Танец».
Большое значение уделяются упражнениям на развитие мышечной базы, на
развитие координации и синхронности выполнения упражнений в группе. В
комплекс упражнений по современной пластике входит:
1.
тренаж на середине зала;
2.
танцевальные движения;
3.
композиции различной координационной сложности.
В программный материал по изучению историко-бытовых и бальных
танцев входит: - усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
- разучивание танцевальных композиций.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
Рассматриваются вопросы становления всего хореографического искусства
в целом, объясняется его значение в культуре и связь с другими видами
искусства. Педагог знакомит обучающихся с известными деятелями
хореографического искусства, используя при этом такие наглядные средства как
фотографии, видеоматериалы.
Раздел «Постановочная деятельность»
Для 1 года обучения предлагаются такие танцы как «Полонез» и «Вальс
Знакомств», игра «Ручеек».
Раздел «Подготовка к Кадетскому балу. Кадетский бал»
Бал - прекрасная традиция для юных кадетов показать себя не только в
физической подготовленности, но и в галантности, танцах, умении вести
светскую беседу. Все, как на настоящем балу - дамы в длинных платьях, в
перчатках, юноши- в парадной кадетской форме. Бал – это возможность
окунуться в сказку и стать ее непосредственным участником.
Содержание курса.
2 год обучения.
Раздел «Историко-бытовой и бальный танец. Элементы музыкальной
грамоты».
Музыкально-ритмическая
деятельность
включает
ритмические
упражнения, построения и перестроения, музыкальные задания в соответствии с
возрастом воспитанников. Закрепляются уже полученные знания музыкальной
грамоты, навыки определения ритма и характера музыки. Для 2го года обучения
предусматриваются усложненные ритмические схемы, используемые на занятии.
Раздел «Танцевальная азбука».
Закрепляются полученные знания и понятия (реверанс, постановка
корпуса). На 2 году обучения особое внимание уделяется основным позициям
рук и ног, переводам рук и ног из позиции в позицию.
Раздел «Танец».
Более подробно изучаются танцевальные рисунки, положение в паре,
элементарные поддержки в танце. Рассматриваются более сложные (диагональ,
галочка), тренаж на середине зала усложняется, требует большей координации.
- тренаж на середине зала;
- танцевальные движения;
- композиции различной координационной сложности.
В программный материал по изучению историко-бытовых и бальных
танцев входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
- разучивание танцевальных композиций.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству выстраиваются на основе
повторения
полученных
ранее
знаний
по
истории
становления
хореографического искусства, его специфике и особенностях. Предоставляется
возможность обучающимся самим продемонстрировать полученные знания и
высказать своё отношение к важности хореографического искусства в целом.
Педагог знакомит обучающихся с известными деятелями-современниками
хореографического искусства, используя при этом такие средства как
фотографии, видеоматериалы.
Раздел «Постановочная деятельность»
Обучающимся представляется возможность поучаствовать в этюдах и
танцах разного характера, танцевальных играх, где они могут проявить свои
творческие способности.
Для 2 года обучения предлагаются такие танцы как «Полька» и «Кадетский
вальс». Повторяем изученные танцы: «Полонез», «Вальс Знакомств».
Раздел «Подготовка к Кадетскому балу. Кадетский бал»
Содержание курса.
3 год обучения.
Раздел «Историко-бытовой и бальный танец. Элементы музыкальной
грамоты».
Закрепляются знания по определению характера музыки, ритмического
рисунка. Осуществляется воспроизведение ритма, заданного музыкой или
педагогом. Рассматриваются понятия марша, ритмического счета.
Раздел «Танцевальная азбука».
Раскрывается понятие основных танцевальных точек, воспитанники
осваивают умение ориентироваться на различных площадках. Разучивание
позиций рук и ног в бальном танце, их отличие от историко-бытового танца.
Раздел «Танец». Уделяется особое внимание постановке рук, ног,
корпуса, головы в европейской программе. Изучаются простые танцевальные
движения для исполнения в паре, а также танцевальные комбинации «Венский
вальс», «Блюз», «Медленный вальс»
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
Беседы, посвященные хореографическим коллективам бального танца с
использованием видеофрагментов. Обучающиеся должны уметь различать
историко-бытовой и бальный.
Раздел «Постановочная деятельность»
Задействование обучающихся в этюдах, построенных на сменах рисунков,
предоставление возможности ребенку самому определить последовательность
рисунков. Выполнение различных двигательных упражнений в паре.
Для 3 года обучения предлагаются такие танцы как «Медленная полька» и
«Французский вальс». Повторяем изученные танцы: «Полонез», «Вальс
Знакомств», «Полька», «Кадетский вальс».
Раздел «Подготовка к Кадетскому балу. Кадетский бал»
Содержание курса.
4 год обучения.
Раздел «Историко-бытовой и бальный танец. Элементы музыкальной
грамоты».
Закрепляются знания по определению характера музыки, ритмического
рисунка. Осуществляется воспроизведение ритма, заданного музыкой или
педагогом.
Раздел «Танцевальная азбука».
Раскрывается понятие основных танцевальных точек, воспитанники
осваивают умение ориентироваться на различных площадках. Закрепляются
переводы позиции рук и ног в бальном танце.
Раздел «Танец».
Уделяется особое внимание постановке рук, ног, корпуса, головы в
европейской программе. Изучаются более сложные танцевальные движения для
исполнения в паре – поддержки, а также танцевальные комбинации «Венский
вальс», «Медленный вальс». Танцевальная игра «Ручеек».
Раздел «Беседы по хореографическому искусству»
Беседы, посвященные городскому Кадетскому балу, с использованием
видеофрагментов.
Раздел «Постановочная деятельность».
Задействование обучающихся в танцах построенных на сменах рисунков,
предоставление возможности ребенку самому определить последовательность
рисунков. Выполнение различных двигательных упражнений в паре.
Выступление с танцевальными номерами.
Для 4 года обучения предлагаются такие танцы как «Берлинская полька» и
«Французский вальс». Повторяем изученные танцы: «Полонез», «Вальс
Знакомств», «Полька», «Кадетский вальс», «Медленная полька».
Раздел «Подготовка к Кадетскому балу. Кадетский бал»
Планируемые результаты
В результате реализации программы «Кадеты России» обучающиеся
должны знать:
- лексику изучаемых движений, танцев;
- позиции классического танца;
- основные виды бальных танцев;
- базовые фигуры бальных танцев.
Обучающиеся должны уметь:
- точно и выразительно исполнять основные движения бального танца;
- ритмично двигаться под музыку;
- создавать композиции из базовых фигур.
В процессе занятий бальными танцами должны быть освоены следующие
понятия музыкальной грамоты: музыка – ритмическая и эмоциональная основа
танца. Связь музыки и моторных реакций человеческого тела. Музыкальные
жанры: песня, танец, марш. Звук как наименьший строительный элемент
музыкальной речи. Музыкальный звук и его основные свойства: высота, сила,
тембр и длительность. Музыкальная фраза, предложение и тема. Расчлененность
и связность музыкальной речи. Мелодический рисунок. Динамика как одно из
важнейших средств выразительности в танцевальной музыке, «динамичный
ритм». Мелодия и аккомпанемент. Соответствие пластики с мелодией в одних
танцах или с ритмом в других. Одночастная форма, где с самого первого звука
образ музыкального произведения не меняется и двухчастная форма, где первая
часть представляет собой тему произведения, изложенную в форме периода, а
вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части.
Понятие о метре как о мере, определяющей величину ритмических построений
вплоть
до
малых
композиционных
форм.
В
элементарной
теории музыки метром называют рисунок равномерного чередования сильных и
слабых долей. Темп, ритм, ритмический рисунок. Инструментовка
(оркестровка), аранжировка. Зависимость пластики изучаемых танцев от
мелодии, ритма и темпа музыки. Музыкальная тема и художественный образ.
Учебно-тематический план
№
Раздел
№
п\п
1
2
3
Количество часов
1 класс
теор пра
ия
кти
ка
Историко-бытовой
и бальный танец.
Элементы
музыкальной
грамоты.
Танцевальная
азбука . Танец
Постановочная
деятельность
Подготовка к
кадетскому балу.
Кадетский бал.
Итого:
6
2 класс
теор пр
ия
ак
все
ти
го
ка
6
6
21
21
7
7
34
всего
3 класс
теор практ
ия ика
4 класс
теория
всего
практик
а
всего
6
7
7
7
7
21
21
20
20
20
20
7
7
7
7
7
7
34
34
34