Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
на заседании
Директор МОУ СОШ № 6
___________/В.В. Краснова
педагогического совета
_________/Н.А. Жосан
протокол № 5 от 24.06.2024г
протокол № 8
Приказ № 163
от 25.06.2024г.
от 25.06.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика»
для обучающихся 5 классов
Составитель:
Улько Н.И., учитель информатики
г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «факультатив «Информатика» для 5 класса
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, основной образовательной программы основного общего
образования МОУ СОШ № 6, а также с учетом:
– федеральной рабочей программы воспитания;
- программы основного общего образования по информатике с учетом авторских материалов
Л.Л. Босовой, Н.В. Макаровой, А.А. Дуванова., А.А. Симоновича.
Программа составлена для обучающихся общеобразовательных классов МОУ СОШ № 6.
Цели программы:
• формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе
методов информатики;
• формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ
для решения познавательных задач и саморазвития;
• усиление культурологической составляющей школьного образования;
• пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
• развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
• показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем
мире;
• организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде
соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых
инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы;
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
• организовать работу по овладению первичными навыками исследовательской деятельности,
получения опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них
алгоритмов;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в
понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Предметные образовательные результаты
Владение следующими знаниями
Владение следующими умениями
«Основы компьютерной графики»
• правила работы за компьютером;
работать мышью;
• назначение главного меню;
выбирать пункты меню;
• назначение и возможности графического
запускать программу и завершать
редактора; настраивать панель
работу с ней;
«Инструменты».
создавать простейшие
• понятие фрагмента рисунка; редактора
рисунки с помощью инструментов;
Paint;
сохранять и открывать графические
файлы
• понятие файла;
использовать при построении
геометрических фигур клавишу shift
• точные способы построения
создавать и конструировать
геометрических фигур;
разнообразные графические объекты
• понятие пикселя и пиктограммы;
средствами графического редактора
• понятие конструирования;
• технологию конструирования из меню
готовых форм;
• создавать меню типовых элементов
мозаики;
«Изучаем текстовые редакторы»
• основные объекты текстовых
• применять текстовый процессор для набора,
документов и их параметры;
редактирования и
• этапы создания и редактирования
форматирования текстов, создания списков и
текстового документа;
таблиц;
• этапы форматирования текста;
• работать с конкретным текстовым
• этапы копирования, перемещения и
редактором;
удаления фрагментов текста через
• создавать текстовые документы с
буфер обмена.
включением таблиц, рисунков.
Личностные образовательные результаты
• широкие познавательныеинтересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого
потенциала
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе
обучения другим предметам и в жизни;
• основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных
процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной
действительности;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными
смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
• готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их
результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной
деятельности;
• способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа
и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
• уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного
использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект»,
«система», «модель», «алгоритм»;
• владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и
того, что требуется установить; планирование
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата,
разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий,
необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; контроль
– интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью
установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция
– внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения
ошибки; оценка
– осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная
задача;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации (работа с текстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; хранение
и обработка информации; поиск, передача и хранение информации),
• владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми:
- умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику
форме;
-умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в
частности при выполнении проекта;
- умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью
средств ИКТ
Содержание
Обучение работе на компьютере (4ч.)
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение
объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии
работы с меню.
Освоение среды графического редактора Paint (6ч.)
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по
созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов
рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Редактирование рисунков (6ч.)
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка.
Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Точные построения графических объектов (8ч.)
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов,
окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Преобразование рисунка (4ч.)
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Конструирование из мозаики (6ч.)
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и
объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Тематическое планирование
Тема раздела
Количество
часов
Обучение работе на компьютере
4ч.
Освоение среды графического редактора
Paint
Редактирование рисунков
Точные построения графических объектов
Преобразование рисунка
Конструирование из мозаики
6ч.
6ч.
8ч.
4ч.
6ч.
Итого 34 ч.
Поурочное планирование
№
п/п
Наименование темы
Обучение работе на компьютере
1
Информация. Информатика. Компьютер
2
Как устроен компьютер
3
Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ
4
Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере»
Освоение среды графического редактора Paint
Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика
5
Инструменты рисования. Настройка
6
инструментов
Панель Палитра. Изменение Палитры
7
Свободное рисование
8
Редактирование компьютерного рисунка
9
Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора
10
Paint»
Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка
11
Выделение, перенос, копирование
12
Понятие файла. Сохранение созданного рисунка
13
Открытие сохраненного рисунка
14
Сборка рисунка из деталей
15
Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков»
16
Точные построения графических
объектов
Геометрические инструменты
17
Инструменты рисования линий. Построение линий
18
Построение фигур
19
Что такое пиксель и пиктограмма
20
Изменение масштаба просмотра рисунков
21
Редактирование рисунков по пикселям
22
Создание пиктограммы
23
Практическая работа по теме: «Точные
24
построения графических объектов»
Преобразование рисунка
Выполнение команд наклона, отражения и поворота
25
Растяжение и сжатие
26
Исполнение надписи
27
Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка»
28
Конструирование из мозаики
Творческая работа «Меню готовых форм»
29
Творческая работа «Конструирование из кубиков»
30
Проектная работа «Композиция из кубиков»
31
Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики»
32
Итоговое тестирование
33
Виртуальная экскурсия «Графика»
34
Дата
Учебно-методическое обеспечение
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика : учебник для 5 класса 4-е изд., испр. и доп. – М.:
Макарова Н.В., НиколайчукГ.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6 класс
(начальный
курс) Питер, 2009.
Информатика Питер Пресс, 2009-2012.
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://go oo.org -Cвободный пакет офисных приложений