МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-наАмуре Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
на заседании
Директор МОУ СОШ № 6
_____/Скавинская И.В.
педагогического совета
_________/Н.А. Жосан
протокол № 4 от 24.06.2024г
протокол № 8
Приказ № 163
от 25.06. 2024 г.
от 25.06.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Предметная школа «Естествознание»
для обучающихся 10-11 классов
Составители:
Осадчук Е.Е., учитель биологии
Сысуева В.И., учитель биологии
г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по внеурочной деятельности «Предметная школа «
Естествознание» для 10-11 классов составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, основной образовательной программы среднего
общего образования МОУ СОШ № 6, а также с учетом:
- программы элективного курса «Микробиология» Я.С.Шапито по учебному
пособию: Российская академия образования. Библиотека Элективных курсов.
Г.Н. Панина, Я.С. Шапиро. «Микробиология 10-11 классы». Издательство
центр «Вентана - Граф». 2008г.г. Королев 2010г.
Программа составлена для обучающихся общеобразовательных классов МОУ
СОШ №6.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю в 10 классе и 1
час в неделю в 11 классе. Всего 68 часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11
классе.
Цели курса:
освоение знаний о биологических системах (вирусы, бактерии, клетка,
организм); истории развития современных представлений о живой природе;
выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в
формировании современной естественнонаучной картины мира; методах
научного познания.
Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии
для человека и человечества. Актуализировать знания о характерных
особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.
Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической
вирусологии. Расширить представление учащихся о вирусах:
вызывающих заболевания растений; - бактериофагах; вызывающих заболевания
у животных и человека; Актуализировать и углубить знания о бактериях:
азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и
человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий. Расширить знания о
грибах, их использование в биотехнологии.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения выдающихся достижений микробиологии
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий;
проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления
естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать
информацию о живых объектах;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы,
необходимости бережного отношения к природной среде, собственному
2
здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических
проблем;
Задачи курса:
1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов
(вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для
человека.
2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.
3. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
поведения в природе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета:
Личностные результаты обучения:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим
открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья
своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение
нового знания в области микробиологии в связи с будущей профессиональной
деятельностью или бытовыми проблемами,
связанными с сохранением
собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами программы по микробиологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям,
классифицировать,
наблюдать,
проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции,
сравнивать разные
точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3
Предметными результатами освоения программы по микробиологии
являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток:
растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических;
организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ,
размножение, деление клетки, оплодотворение);
• объяснение роли микробиологии в формировании научного мировоззрения;
вклада микробиологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на развитие и здоровья человека; влияния мутагенов на
организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.
• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой
природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей
среды;
• умение пользоваться микробиологической терминологией и символикой;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, микробиологической
информации, получаемой из разных источников;
• оценка этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное
изменение генома).
3. В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки микробиологических
экспериментов и объяснения их результатов.
4. В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
природной среде.
Содержание
10 класс
Вводное занятие
Микробиология как научная и учебная дисциплина, объекты ее изучения.
Общая и прикладная микробиология, ее важнейшие отрасли.
1. Вирусы
Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы
жизни, история их открытия и изучения. Строение вирусной частицы —
вириона. Классификация вирусов,
4
ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и
клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.
Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактериофагов в жизни
бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных
исследованиях, медицине, ветеринарии.
Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни.
Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические основы защиты культурных
растений от вирусов.
Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги
зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты
домашних животных от вирусов. Вирусы насекомых и их использование против
вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром приобретенного
иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека.
Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов
человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.
Примерная тема практического занятия:
Диагностика вирусных болезней растений.
2. Бактерии
Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных)
организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и
генотипическая изменчивость бактерий. Обмен веществ и энергии у бактерий.
Роль бактерий в круговороте биогенных химических элементов. Бактерии —
продуценты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах
Земли.
Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвенного плодородия.
Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бактериальные удобрения и их
использование в земледелии. Бактерии — паразиты растений, их экономическое
значение. Биологические основы защиты растений от болезней.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного, их роль в
усвоении пищи животными. Бактериальные болезни домашних животных
(сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их
профилактики и лечения. Природные очаги бактериозов домашних животных.
Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против
вредных видов.
Бактерии — компонент нормальной биоты организма человека, их значение
для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители
болезней человека, классификация бактериозов человека. Циркуляция
болезнетворных бактерий в природе, роль переносчиков (насекомых, клещей,
грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы
профилактики и лечения бактериальных болезней человека.
Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — продуценты
аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных
биоорганических соединений.
5
Примерные темы практических занятий:
1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.
2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.
4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).
5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, воде, воздухе).
3. Грибы
Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических
микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в
экосистемах, их значение для почвообразования и плодородия почвы.
Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные
грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.
Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в
минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы;
роль лишайников в экосистемах и их использование человеком. Болезни
растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы —
разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы
профилактики и лечения микозов растений.
Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения
зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравления.
Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.
Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов,
ферментов, белков, антибиотиков и других ценных биоорганических
соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).
Примерные темы практических занятий:
1. Морфология и размножение грибов.
2. Важнейшие классы грибов и их представители.
3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.
4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (микозов).
5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).
6. Обнаружение и количественный учет грибов.
7. Роль микроорганизмов в генетической инженерии
4. Генетическая инженерия — направление новейшей биотехнологии;
ее предмет, объекты и методы исследований. Микроорганизмы как источник
ферментов, необходимых для генно-инженерных разработок. Использование
микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации.
Микроорганизмы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные
разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском
хозяйстве, промышленности, медицине.
5. Микроскопические растения и животные
(дополнительный материал)
Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль
в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические
6
группы водорослей и их представители. Микроскопические животные
(одноклеточные, или простейшие), особенности их организации, роль в
экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические
группы простейших и их представители.
Тематическое планирование
10 класс
Тема раздела
№
1
2
3
4
5
Введение
Вирусы
Бактерии
Грибы
Генетическая инженерия
кол-во
часов
1
9
10
12
2
Общее количество часов: 34 часа
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
дата
план факт
Наименование темы, раздела
Введение. (1час)
Предмет микробиологии, объекты и методы
исследований
Вирусы (9 ч)
Общая характеристика вирусов как представителей
неклеточной формы жизни
Взаимоотношения вируса
и клетки-хозяина.
Методы обнаружения вирусов
Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)
Вирусы растений и вызываемые ими болезни
Диагностика вирусных болезней растений
Защита растений от вирусов
Вирусы животных и вызываемые ими болезни
7
9
10
Вирусы человека и вызываемые ими болезни
Заключительное занятие по теме «Вирусы»
Бактерии (10 ч)
11
Общая характеристика бактерий как прокариотических
организмов
Обмен веществ и энергии
у бактерий, их роль в экосистемах
Азотфиксируюшие симбиотические бактерии
Фотосинтезирующие бактерии
Бактерии — компонент нормальной биоты организма
животного и человека
Бактериальные болезни растений
Бактериальные болезни животных и человека
Молочнокислое брожение
Микроскопическое изучение бактерий —
возбудителей молочнокислого брожения
Использование бактерий в биотехнологии
Грибы (12 ч)
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27,
28
29
30
31
32
33
34
Общая характеристика грибов
как эукариотических гетеротрофных
микроорганизмов
Грибница плесневых (мицелиальных) грибов
Бесполое размножение грибов
Половое размножение грибов
Классификация и важнейшие систематические
группы грибов
Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в
экосистемах
Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами
Взаимоотношения грибов и растений
Симбиоз грибов и растений
Грибы — паразиты животных и человека
Использование грибов в биотехнологии
Роль микроорганизмов в
генетической инженерии (2 ч)
Биологические основы
и направления использования
микроорганизмов в генетической
инженерии
Генно-инженерные, разработки на основе
микроорганизмов в сельском хозяйстве,
промышленности и медицине
Заключительное занятие
по теме «Роль микроорганизмов
в генетической инженерии»
8
Содержание
11 класс
1. Основные приемы работы с микроорганизмами. Введение в
микробиологию. Техника безопасности при работе с микроорганизмами.
Микроскопические
методы изучения
морфологии микроорганизмов.
Приготовление
разных
видов
микроскопических
микропрепаратов.
Приготовление питательной среды и выращивание на ней микроорганизмов.
Выделение микроорганизмов из естественных субстратов. Влияние
стерилизации и пастерилизации на качество молока
Лабораторные работы: «Приготовление мясо-пептонного бульона»,
«Выделение микроорганизмов из естественных субстратов», «Обнаружение
бактерий в продуктах питания (на примере молока)».
2. Изучение метаболизма микроорганизмов. Выделение углекислого
газа дрожжами. Рост микроорганизмов в прикрепленном состоянии.
Образование биопленок. Бактериальная флоуресценция.
Лабораторные работы: Выделение углекислого газа дрожжами. «Образование
биопленок». Биосфера в банке (колонка Виноградского) «Флоуресценция
псевдомонад в зависимости от присутствия железа в среде»
3. Микроорганизмы и здоровье человека. Значение личной гигиены.
Польза от мытья рук. Распространение микробов при чихании. Передача
инфекции контактным путем (дрожжевая модель). Определение возможного
источника заражения и действие на него дезинфеканта. Дезинфекция кожи
спиртом. Изучение постулатов Коха в модельной системе (на моркови)
Лабораторные работы: «Распространение
«Приготовление
«больных»
кусочков
микроорганизмами антибиотиками.
микробов при чихании»,
моркови».
Образование
4. Микроорганизмы в практической деятельности человека.
Биоразрушение. Микробная порча продуктов (на примере различных сортов
хлеба). Действие пряностей на микроорганизмы.
Лабораторные работы: «Наблюдение за разрушением органического и
неорганического материала». «Выращивание плесени на разных сортах хлеба».
Действие пряностей на микроорганизмы
9
Тематическое планирование
11 класс
Тема раздела
кол-во
часов
Основные приемы работы с микроорганизмами.
9
Изучение метаболизма микроорганизмов.
7
Микроорганизмы и здоровье человека. Значение личной гигиены.
10
Микроорганизмы в практической деятельности человека.
8
Общее количество часов:
34 часа
№
1
2
3
4
Поурочное планирование
11 класс
№
дата
план
факт
Наименование темы, раздела
Основные приемы работы с микроорганизмами. (9 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Введение в микробиологию. Техника безопасности при работе с
микроорганизмами.
Микроскопические методы изучения морфологии
микроорганизмов. Приготовление разных видов
микроскопических микропрепаратов.
Приготовление питательной среды и выращивание на ней
микроорганизмов.
Приготовление питательной среды и выращивание на ней
микроорганизмов. л/р №1«Приготовление мясо-пептонного
бульона»
Выделение микроорганизмов из естественных субстратов.
Лабораторная работа №2 «Выделение микроорганизмов из
естественных субстратов»
Влияние стерилизации и пастерилизации на качество молока
Лабораторная работа №3 «Обнаружение бактерий в продуктах
питания (на примере молока)»
Обобщение знаний по разделу «Основные приемы работы с
микроорганизмами»
Изучение метаболизма микроорганизмов. (7 ч)
Выделение углекислого газа дрожжами.
Лабораторная работа №4 Выделение углекислого газа дрожжами.
Рост микроорганизмов в прикрепленном состоянии. Образование
биопленок.
Лабораторная работа №5 «Образование биопленок»
Лабораторная работа №6 Биосфера в банке (колонка
Виноградского)
Бактериальная флоуресценция.
10
16
Лабораторная работа №7 «Флуоресценция псевдомонад в
зависимости от присутствия железа в среде»
Микроорганизмы и здоровье человека. Значение личной гигиены.(10ч)
17
18
19
Польза от мытья рук.
Распространение микробов при чихании.
Лабораторная работа №8 «Распространение микробов при
чихании»
Передача инфекции контактным путем (дрожжевая модель)
Определение возможного источника заражения и действие на него
дезинфеканта
Дезинфекция кожи спиртом.
Изучение постулатов Коха в модельной системе (на моркови)
Лабораторная работа №9 «Приготовление «больных» кусочков
моркови»
Образование микроорганизмами антибиотиков.
Повторение и обобщение знаний. Проект «Пенициллин и
стрептомицин»
Микроорганизмы в практической деятельности человека. (8 ч)
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Биоразрушение
Лабораторная работа № 10 «Наблюдение за разрушением
органического и неорганического материала»
Микробная порча продуктов (на примере различных сортов хлеба)
Лабораторная работа № 11 «Выращивание плесени на разных
сортах хлеба»
Действие пряностей на микроорганизмы
Лабораторная работа № 12 Действие пряностей на
микроорганизмы
Проект «Культивирование различных групп микроорганизмов»
Обобщение знаний по разделу «Микроорганизмы в практической
деятельности человека.»
11