Программа Проектная деятельность 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

на заседании

Директор МОУ СОШ № 6

_____________/В.В. Краснова

педагогического совета

_________/Н.А. Жосан

протокол № 5 от 24.06.2024 г

протокол № 8

Приказ № 163

от 25.06.2024г

от 25.06.2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 6
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность»
8 класс

СОСТАВИТЕЛЬ:
Вихарева Елена Владимировна, учитель ВВК

г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025

Пояснительная записка
Настоящая программа «Проектной деятельности в школе» разработана на основе
требований к структуре и результатам освоения ООП МОУ СОШ №6 в соответствии с
планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного
общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию.
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
среди которых:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности;
- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной
практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построение индивидуальной образовательной траектории;
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений;
- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование
у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной
деятельности.
Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и
исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность
ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения,

для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический
так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над
получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях
ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в
команде.
Проектная и исследовательская работа проводится учениками 9 классов МОУ СОШ
№6 под руководством педагога. Руководитель проектно-исследовательской работы несет
ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса.
Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к
обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не
устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится
ему в будущем, то есть через несколько лет. Проектная и исследовательская деятельность
позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения
школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика.
Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует
формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества.
Цели и задачи курса «Проектная деятельность в школе».
Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая часть учебной
деятельности.
Цель курса «Проектная деятельность»– создание условий для формирования
умений и навыков межпредметного проектирования, которые будут способствовать
развитию индивидуальности учащихся, их творческой самореализации, преодолению
фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению изучаемого школьного курса
предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить полученные знания
на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и
исследовательские навыки, в том числе и умение формулировать собственные
теоретические представления на основе самостоятельно изученного теоретического
материала.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта
(познавательные УУД);
- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки
своей деятельности (регулятивные УУД);
- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта
(личностные УУД);
- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки
своей деятельности (регулятивные УУД);
- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта
(личностные УУД);
- сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем
способе учебной деятельности;

- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
- сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска;
- развить познавательные потребности и способности, креативность;
- развить коммуникативные навыки (партнерское общение) (коммуникативные
УУД);
- сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
- сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и
делать осознанный выбор;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество, принимать решения;
- формирование умения решать творческие задачи;
- развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным
запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную
деятельность.
Специфика курса.
Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод
проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник.
В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый
цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который
в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с
общей целью овладения учебным предметом.
Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при
этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века.
Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на
обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки
проектов. При этом руководителю проекта необходимо учитывать разновозрастность
детей общей группы. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного
возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой
новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше
приобретают специфические черты проектной деятельности.
Группы умений, которые формирует курс:
1. Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных задач);
2.
Социального воздействия (формирование умений сотрудничества в рамках
исследовательской групповой деятельности, формирования умения оказывать помощь

одногруппникам и умения принимать помощь, умение следить и корректировать ход
исследовательской деятельности);
3.
Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения
одноклассников);
4.
Информационные
(умение
самостоятельного
поиска
необходимой
информации, ее анализ и систематизация);
5.
Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы,
подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих достижений и результатов
работы, умение построения выступления);
6.
Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки, полученные в ходе
выполнения конкретных задач, умение определять, чему следует учиться далее);
7.
Управленческие (умение проектировать процесс, планировать время и
распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять обязанности в групповой
работе).
Этапы проектной деятельности:
1.
Постановка проблемы (ведущую роль в постановке проблемы может
определять как ученик, так и учитель, при этом учитель служит не «генератором», а лишь
направляет ученика).
2. Тема проекта (отображает основную идею. Тема формируется исходя из анализа
возникшей проблемы).
3. Цель проекта (определяется исходя из выбора наиболее актуальной проблемы в
соответствии с озвученной темой).
4.
Задачи проекта (теоретические – изучить, найти, собрать информацию;
моделирующие и исследовательские – смоделировать ситуацию или провести
исследование; практические – определить значимость проекта; презентационные – защита
проекта).
5.
Гипотеза (выдвигается исходя из целей проекта).
6.
План работы (включает в себя прежде всего знакомство детей с методами
проектно-исследовательской деятельности, которые помогут учащимся перейти
непосредственно к практической реализации проекта).
7.
Продукт проекта (логическое завершение проекта: доклад, статья, книга и
проч.).
8.
Выводы (подведение итогов: смогли ли добиться поставленных целей).

Особенности программы.
Особенностью
программы
является
реализация
педагогической
идеи
формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.

В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих
принципов:
- непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного
образования как единого целостного образовательного процесса;
- индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной
деятельности;
- системность учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных
детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность,
результативность, партнерство, творчество и успех.
В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим
продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс
выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате
проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения
основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и
общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация, конференция,
комплексная работа, и т.д.
В данной связи в целях логического завершения деятельности предлагается
внести в учебный план школы проведение итоговой научной конференции учащихся
для презентации результатов проведенного исследования.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и
направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с
учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в
соответствии с особенностями МОУ СОШ № 6. Общим требованием ко всем работам
является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные
источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на
источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе
специально организованной деятельности комиссии МОУ СОШ № 6 или на конференции,
проводимой в МОУ СОШ № 6.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося
и отзыва руководителя.
По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены конкретным
учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные группой учащихся).
Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части: разработка
проекта, практическая реализация и защита.
Место курса «Проектная деятельность в школе» в учебном плане

Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел
учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В
соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 9 классах отводится 1 час в
неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеурочной деятельности.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением взрослых.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, в актовом зале.
Проектная деятельность включает: проведение научных исследований, наблюдений,
экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации
проектов и т.д.Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в
Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые:
представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые
занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования,
игры-исследования, творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение,
поисковая
деятельность,
информационно-коммуникационные
технологии,
здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений,
предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, исследование произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в
выставках рисунков при защите проектов, сопоставление предметов изобразительного
искусства с литературными произведениями;
- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;
- с уроками обществознания: исследование общественных явлений.
Требования к результатам по окончанию реализации программы.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы,
ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное,
формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных
видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять
результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с
файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть
диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы
№
Наименование тем.
п/п
Введение (1ч)
1
Проект. Проектная деятельность.

Количество часов.
1

Теоретический блок (с элементами практики) (13ч)
Способы мыслительной деятельности (7ч)
2
Тема учебного проекта.
1
3
Этапы работы над учебным проектом. Составление 1
индивидуального плана.
4
Проблема как основа проектной деятельность.
1
5
К
вопросу
определения
проблематики 1
исследования.
6
Учимся задавать вопросы.
1
7
Учимся выдвигать гипотезы
1
8
Источники информации
1
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч)
8
Выдвижение гипотезы проектной работы.
1
9
Цели и задачи исследования
1
10
Методы исследования. Мыслительные операции
1
11
Сбор материала для исследования
1
12
Анализ и синтез. Суждения. Умозаключения. 1
Выводы
13
Обобщение полученных данных.
1
Практический блок (18ч)
Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (6ч)
14
Планирование работы
1
15
Обучение Анкетированию, социальному опросу, 1
интервьюированию
16-17 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и 2
составление
списка
литературы
по
теме
исследования.
18-19 Работа в компьютерном классе. Обобщение 2
полученных данных. Оформление теоретического
материала.
Юный оратор (8ч)
20
Особенности ораторского искусства. Личность 1
оратора.
21-22 Подготовка речи. Ее структура и композиция.
2
23-24 Техника речи. Постановка голоса. Дыхание.
2
25
Постановка на публике. Выразительные средства 1
речи.
26-27 Отработка индивидуальной речи.
2
28-31 Экскурсии в соответствии с темами выбранных исследовательских проектов (4ч)
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3ч)
32-33 Подготовка к защите. Предзащита проектов.
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».