Матем грам 5-9 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

на заседании

Директор МОУ СОШ № 6

_______/Краснова В.В

педагогического совета

_________/Н.А. Жосан

протокол № 5 от 24.06.2024 г.

протокол № 8

Приказ № 163

от 25.06. 2024 г.

от 25.06.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности
«Кружок «Математическая грамотность»
Срок освоения: 1 год (5-9 классы)

Составитель:
Краснова В.В, учитель математики

г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кружок «Математическая грамотность» для
обучающихся 5-9 общеобразовательных классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом
современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и
традицийроссийского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, Основной
образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 6. В рабочей программе
учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в
РоссийскойФедерации.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этойсфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую, математическую грамотность и т.д.
Мы реализуем на внеурочной деятельности модуль «Математическая грамотность».
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности
включает следующие характеристики :
1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения
учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые
требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с
математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример),
использование математического языка для решения учебных задач, построения математических
суждений.
Основной целью программы является развитие математической грамотности учащихся 5-9
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Задачи:
- развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах (математическая грамотность);
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана,
формируемого участниками образовательных отношений через внеурочную деятельность
Планируемые результаты
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед
учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику

необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формыдеятельности:беседа,диалог,дискуссия,дебаты,круглыестолы,
моделирование,
игра, викторина, квест, квиз,проект.

Содержание курса :
Курс состоит из трёх модулей, включающих разные виды заданий.
В «Стартовых заданиях» представлено две ситуации, каждая из которых содержит нескольку
вопросов, на которые и надо ответить, внимательно прочитав текст и рассмотрев таблицы и
иллюстрации.
«Обучающие задания» связаны с рассмотренными вами ситуациями и разделены на рубрики:
«Знаете ли вы?», «Найдите ошибку», «Разные задачи». Выполняя эти задания, обучающиеся смогут
понять, какие ошибки были допущены в стартовой работе, и почему это произошло. Возможно, они
были недостаточно внимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая
содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что дети не освоили необходимое
математическое действие, допустили вычислительную ошибку.
В «Итоговых заданиях» представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни.
Для успешного выполнения задания нужно внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации,
познакомиться с информацией справочного характера - пояснениями к термину, формуле и пр.
Обращайте внимание на то, в какой форме требуется дать ответ: могут встретиться вопросы с
выбором одного или нескольких ответов, задания с кратким и развёрнутым ответом, в которых
нужно записать решение. Иногда нужно не просто дать ответ, но и объяснить его.
Результаты каждого раздела ученики могут проверять самостоятельно (каждое задание по
приведённым критериям) и выставлять себе соответствующие баллы, а в конце 1 и 2 модулей
попробуют составить задание самостоятельно.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные
структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной
техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы геометрических
измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков,
принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может
осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в
режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности
открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно
реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных
для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в
аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол
и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе
предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет
важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс
№ Тема занятия

Всего
часов

Формыдеятельности

Беседа, обсуждение,
практикум.

1.

Применение чисел и действий над ними.

2

2.

Счет идесятичная система счисления.

2

3.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

2

4.

Задачи на переливание (задача Пуассона)

2

5.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
Взвешивание.

2

6.

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

2

7.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры.
Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.

2

Обсуждение,
практикум,
брейн-ринг.

Обсуждение, урокисследование.
Беседа,
обсуждениепрактикум.
Игра, урокисследование, брейнринг, конструирование.

2

Беседа, обсуждение,
практикум.

9 Работа с математическимимоделями.

2

Беседа, обсуждение,
практикум.

10 Метод проб и ошибок

2

Беседа, обсуждение,
практикум.

11 Метод перебора

2

12

Понятие о проценте
Задачи напроценты

2

Беседа, обсуждение,
практикум.
Беседа, обсуждение
,практикум.

Простойпроцентныйрост

2

8

13

2

14
Сложныйпроцентныйрост
15 Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной)
Длительностьпроцессовокружающегомира.

2

Беседа, обсуждение
,практикум.
Беседа, обсуждение,
практикум.
Обсуждение,Урокпрактикум,моделирова
ние.

16. Комбинаторные задачи. Представление данных
ввиде таблиц, диаграмм, графиков.
17 Проведениерубежнойаттестации.
ИТОГО

2
2
34

Урок-практикум.
Тестирование.

6 класс
№ Темазанятия

1. Числа и единицы измерения: время,
деньги,масса, температура, расстояние.
2. Математические закономерности для быстрого
счета
3. Числовыелогическиепоследовательности
4. Вычисление величины, применение
пропорций прямо пропорциональных
отношений для решенияпроблем.
5

Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа.

6. Инварианты: задачи на четность
(чередование,разбиение на пары).

Всего
часов

Формыдеятельности

3

Игра, обсуждение, практикум.

2

Игра, обсуждение, практикум

2

Игра, обсуждение, практикум

2

Исследовательскаяработа,урокпрактикум.

3

2

Обсуждение, урокпрактикум,
соревнование.
Урок-игра, урокисследование.
Урок-игра, индивидуальная

Логические задачи, решаемые с помощью
таблиц

2

Графы и их применение в решении задач.

2

Обсуждение, урок-практикум.

9 Решение задач с помощью уравнения

2

Игра, обсуждение, практикум

10 Прямоугольныекоординатынаплоскости

2

Игра, обсуждение,
практикум

11 Графикизависимостивеличин

2

Игра, обсуждение, практикум

12 Решениетестовыхзаданий

2

Игра, обсуждение, практикум

7
8

13 Геометрические задачи на построение и на
. изучение
свойств
фигур:
геометрические фигуры на
клетчатой бумаге,конструирование.
14 Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы,
Вычислениевероятности.
15

работа в парах.

3

Беседа,
Урок исследование,моде
лирование.

3

Проведениерубежнойаттестации.

2

Итого

34

Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Тестирование.

7 класс
№ Темазанятия

Арифметические и алгебраические
выражения:
свойства операций и принятых соглашений.
2. Моделирование изменений окружающего
мира
с помощью линейной функции.
3. Математическая модель реальной задачи.
Основные требования к математической
модели
Некоторые
методы математического
4.
доказательства
1.

5 Логическийвывод. Логические ошибки
6.

7.

8

Задачи практико-ориентированного
содержания: на движение, на совместную
работу.
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур, возникающих в
ситуациях повседневной жизни,
задач практического
содержания.
Решение задач на вероятность событий в
2
реальной жизни

Элементы теории множеств как
объединяющее основание многих
направлений математики.
10 Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица,
столбчатые и линейные диаграммы,
гистограммы.
Линейная
функция и ее график. Кусочно11
линейныефункции
9

Решение линейных уравнений в целых
12 числах. Диофантовыеуравнения.

13
14

Решение геометрических задач
исследовательского характера.
Проведениерубежнойаттестации.
Итого

Всего
часов

Формыдеятельности

2

Обсуждение, практикум.

2

Исследовательская работа,
урок- практикум.

3

Обсуждение, урок-практикум

2

Обсуждение, урок-практикум

2

Обсуждение, урок-практикум

3

Обсуждение, урокпрактикум.

3

Обсуждение, урокпрактикум, урокисследование.
Урок-игра, урок-исследование

2

3

3
2

3
2
34

Урок-исследование.
Обсуждение, урокпрактикум,
проект, игра.
Обсуждение, урокпрактикум
Обсуждение, урокпрактикум
Проект, исследовательская
работа.
Тестирование.

8 класс
№

Темазаня
тия

1.

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.
Решение задач с помощью квадратных уравнений

2.

3.
4.
5.

6.

Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между
сторонами треугольника), относительное
расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.

7. Запись приближённых значений. Действия над
приближёнными значениями.
8. Интерпретация
трёхмерных
изображений,
построение фигур.
9
Определение ошибки измерения,определение
шансов наступления того или иного события.
10 Решение
типичных
математических
задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
11 Площади фигур. Решение задач.
12

Всего
часов

Формыдеятельности

3

Практикум.

3

Беседа. Исследование.

3
2

Исследовательскаяработа,
практикум.
Практикум

3

Проектнаяработа.

3

Обсуждение. Урокпрактикум.

3
3

Практикум
Моделирование.
Выполнение
рисунка. Практикум.

3

Урок-исследование.

3

Урок-практикум.

3

Тестирование

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

34

9 класс
№ Темазанятия
1.

Представление данных в виде таблиц.
Простые и сложныевопросы.

2. Представление

данных
в виде
диаграмм.
Простые и сложныевопросы.
3. Математическоемоделирование. Процентные
расчеты.
4.

Формуласложныхпроцентов.

Формыдеятельности

3

Беседа. Обсуждение. Практикум.

2

3
2

5. Алгоритм моделирования практических
ситуаций и исследования построенных
моделей с использованием аппарата алгебры.
6. Нестандартные методы решения задач
(графические методы, перебор вариантов).
7. Построение мультипликативной модели с
тремя
составляющими.
8. Задачи с лишнимиданными.

3

3
2
2

Решение типичных задач через систему
линейных уравнений.
10 Количественные рассуждения, связанные со
смыслом
числа,
различными
представлениями
чисел,
изяществом
вычислений, вычислениями в
Уме, оценкойразумностирезультатов .
11 Решениестереометрическихзадач.

Обсуждение.
Исследование.
Практикум.
Обсуждение.
Исследование.
Практикум
Обсуждение.
Исследование.
Практикум
Обсуждение.
Исследование.
Практикум
Обсуждение.
Практикум

Исследование.

Моделирование.
Конструирование
алгоритма.Практикум.
Обсуждение. Исследование.

2

Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.

3

Обсуждение. Практикум.

3

Обсуждение. Практикум.

3

Исследование. Интерпретация
результатов в разных контекстах.

зависимости.
Проведениерубежнойаттестации.

2

Тестирование.

Итого

33

9

12 Вероятностные,

13

Всего
часов

статистические
явления

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».