Финансовая грамотность РП

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-наАмуре Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО

на заседании
педагогического совета

Директор МОУ СОШ № 6

_________/Кудряшова О.М.
протокол № 8
протокол № 8
от25.06.2024 г.
от 24.06.2024г

_________/Н.А. Жосан
Приказ № 163
от 25.06.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Срок освоения: 3 год (6-8 класс)

Составитель:
Разина Д.Н., учитель
обществознания

г. Комсомольск-на-Амуре, 2024-2025

Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для
6-8 классов составлена на основе положений и требований к результатам
освоения

основной

образовательной

программы,

представленных

в

федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, основной образовательной программы основного общего
образования МОУ СОШ № 6, а также с учетом:
– федеральной рабочей программы воспитания;
грамотность»,

-курсом«Финансовая

экономических наук И.В.Липсицем,

разработана

кандидатом

доктором экономических наук,

профессором НИУ ВШЭЮ. Н. Корлюговатой.
Курс рассчитан на 34 часа.
Планируемые результаты.
Курс направлен на обеспечение эффективной реализации целей в сфере
школьного

экономического

выступают

формирование

экономического

образа

образования.«Финансовая
активной

мышления,

грамотность»

жизненной

позиции,

развитие

воспитание

ответственности

и

нравственного поведения в области экономических отношений в семье и
обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и
достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими
ценностей

и

правомерные

культуры
решения

общества,
по

требует

обеспечению

способности
своей

принимать

жизнедеятельности,

прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности
и умения реализовывать принятые решения.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек
должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры
являются

экономическое

сознание

и

ответственное

экономическое

поведение. Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к

самостоятельному жизнеустройству, как в бытовом, так и в социальноэкономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам,
обучающимся в школе-интернате. Эта категория молодых людей обладает в
целом низкой социальной компетентностью.
Курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование
у обучающихся понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое
благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для
этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое
планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Учатся работать с
пластиковыми картами, рассматривают вопросы кредитования, страхования,
налогообложения.
Цели курса «Финансовая грамотность» направлены на воспитание
молодых людей, которые:
- будут ответственными гражданами своей страны;
-смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо
себя и общества;
- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;
- будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.
Курс финансовой грамотности решает следующие задачи:
- проинформировать обучающихся об основных финансовых инструментах и
услугах доступных всему населению страны;
- показать реальные возможности по повышение личной финансовой
защищённости и росту уровня материального благополучия семьи;
- способствовать формированию у школьников нового типа мышления,
содержащего

установки

на

активное

экономическое

поведение,

соответствующее их финансовым возможностям;
- учить школьников основам личного финансового планирования и
формирования

сбалансированных

семейных

бюджетов,

позволяющим

повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние

на основе оптимального использования личных средств и внутренних
резервов семейного потребления.
Содержание
Введение (1 ч)
Глава 1. Семейный бюджет (9 ч) Деньги. Деньги мира. Практикум «Деньги».
Доходы семьи. Практикум «Учимся экономить». Доходы семьи. Практикум
«Учимся экономить». Расходы семьи. Практикум «Рачительный хозяин».
Семейный бюджет.
Глава 2. Личное финансовое планирование (11 ч) Знакомство с курсом.
Краткая

характеристика

изучаемого

курса.

Формирование

понятия

человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого
капитала. Принятие решений о личном финансировании. Определение целей,
подбор альтернатив. Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление
текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные
источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни
человека. Составление текущего личного финансового плана. Личное
финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.
Глава 3. Депозит (9 ч) Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет
инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества
и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка,
реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки,
банковские вклады, финансовые риски.
Глава 4. Кредит (12 ч) Понятие кредита. Знакомство с основными
характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита.
Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при
использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.

Глава 5. Расчетно-кассовые операции (10 ч) Банковская система Банковская
ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской
карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль.
Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы,
мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах,
различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и
перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного
банковского обслуживания.
Глава 6. Страхование (12 ч) Страховые кампании и участники страхования.
Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании.
Реализация права на страховую выплату.
Глава 7. Инвестиции (10 ч) Что такое инвестиции и как они работают.
Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию.
Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки
при инвестировании.
Глава 8. Пенсии (9 ч) Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в
РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию.
Глава 9. Налоги (7 ч) Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ.
НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.
Глава 10. Финансовые махинации (9 ч) Как защитить банковские карты.
Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые
пирамиды.
Резерв (3 ч) Игра «Я финансово-грамотный гражданин» Уметь использовать
ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Количество
часов

Раздел.1 Доходы и расходы семьи (8)
1-3

Деньги. Деньги мира. Практикум «Деньги».

3

4-5

Доходы семьи. Практикум «Учимся экономить».

2

6-7

Расходы семьи. Практикум «Рачительный хозяин».

2

8

Семейный бюджет.

1

Раздел 2. Риски и потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(5)
9-10

Риски и потери денег и имущества и как человек может от

2

этого защититься
11

Особые жизненные ситуации и как от них защититься

1

12-13

Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра

2

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют(7)
14-16

Налоги. Практикум «Налоги в нашей жизни»

3

17-18

Социальные пособия. Практикум «Имеет ли моя семья

2

социальные пособия»
19-20

Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах

2

«Государство – это мы»
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье(13)
21-24

Банковские услуги. Практикум «Мы работники банковской
сферы». Практику «Ипотека»

4

Собственный бизнес. Практикум «Мой бизнес план».

25-27

3

Практикум «Моя фирма»
Валюта в современном мире. Практикум «Мировая валюта».

28-30

3

Практикум «Ценные бумаги»
31-33

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

3

34

Резерв

1

Поурочное планирование
Количествочасов внеделю –1;вгод–34;итого: 102
№урок
а

Тема

Характеристика основных
Плановые
видов
сроки
деятельностиученика(наур
овне
учебныхдействий)потеме
1.Вводныйурок (1 ч)

1

Вводныйурок

Знакомствоскурсом.Краткая
характеристикаизучаемогок
урса. Знатьрольпредмета
Глава 1. Семейныйбюджет (9 ч)

2

Деньги.

3

Деньгимира.

4

Практикум «Деньги». Играем в магазин

5

Доходысемьи.

6

Практикум
Игравладельцызаводов
«Учимсяэкономить».

7

Расходысемьи.

8

Практикум
Знакомимся с термином
«Рачительныйхозяин рачительный хозяин
».

Знатьпонятие«деньги»,ихфу
нкции,виды.
Знакомство с деньгами
разных стран.

Составляемпримерныйбюд
жетсемьи

Начтотратитсябюджет

Фактические
сроки

9

10

Практикум
Знакомимся с термином
«Рачительныйхозяин рачительный хозяин
».
Семейныйбюджет.
Составляембюджетсвоейсе
мьи

Глава2.Личноефинансовоепланирование(11 ч)
11-12

13-14

15

16-17

18-19

20

21

21-22

Человеческийкапитал Знатьпонятие«деньги»,ихфу
нкции,виды.Формирование
понятиячеловеческогокапит
ала. Формирование знаний
о
применениичеловеческогок
апитала
Составлениеличного Уметьобъяснять,чтотакоепо
требление,чтоявляетсяоснов
финансовогоплана
нымиисточникамидоходов
Домашняябухгалтери Уметьсоздаватьличный
финансовыйпландости
я
жения целей. Принятие
решений оличном
финансировании.
Составлениетекущегои
перспективноголичног
о
финансовогобюджета.
Использование SWOT
Кейс
– анализа для
выборакарьеры
ПовторениеГлавы1
Обобщениетемы
«Личное
финансово
епланиров
ание»
Кейс

Накопления
иинфляция

Что такое депозит
икаковаегоприрода
?

Использование SWOT –
анализа для
выборакарьеры
Знать понятия
накопление и
инфляции,причиныинфл
яции.Рассчитыватьинфл
яцию
Глава3.Депозит (9ч)
Знать понятие депозит.
Уметь
даватьсобственнуюоценкури
скамСпособыначисленияпро

центовподепозитам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».