МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное образование городской округ город Комсомольск-наАмуре Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО
на заседании
Директор МОУ СОШ № 6
_____________/В.В.Краснова педагогического совета
_________/Н.А. Жосан
протокол № 5 от 24.06.2024 г
протокол № 8
Приказ № 163
от 25.06.2024 г.
от 25.06.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
для обучающихся 10 класса
СОСТАВИТЕЛЬ:
Вихарева Елена Владимировна,
учитель высшей квалификационной
категории
г. Комсомольск-на-Амуре, 2024 -2025
1
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, требований к результатам освоения основной
образовательной программы, с учетом федеральной образовательной программы среднего
общего образования, с учетом ООП СОО №6. «Индивидуальный проект» на уровне
среднего общего образования изучается в 10 классе.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на
решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской
деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
– мониторинг
личностного
роста участников проектно-исследовательской
деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к
минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему,
формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу.
Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и
предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского
продукта.
Место элективного курса в учебном плане
На изучение элективного курса «Индивидуальный проект» учебным планом ООП
СОО отводится по 1 часу в неделю в 10 классе, 36 часов в год .
УМК
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для
педагогов /Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 176с. 2
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника / Под ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224с.
Специфика программы
Особенности
учебно-исследовательской
деятельности
и
проектной
работы старшеклассников обусловлены, в первую очередь, открытостью
образовательной организации на уровне среднего общего образования. Исследование и
проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного
характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Процесс
становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках
совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего
образования проект реализуется самим старшеклассником. Обучающиеся
самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают
необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического
моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования.
Обучающийся сам определяет параметры и критерии успешности реализации проекта.
Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта,
предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными
сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
и учебно-исследовательской деятельности являются:
–
социальное;
–
бизнес-проектирование;
–
исследовательское;
–
инженерное;
–
информационное.
Основные требования к инструментарию оценки сформированности
универсальных
учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
– оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и
динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры
защиты проектной идеи) до воплощения; при этом учитываются
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с
сохранением исходного замысла проекта;
– для оценки проектной работы создается на экспертная комиссия, в
которую входят педагоги и представители администрации образовательных
организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер
деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
– оценивание производится на основе критериальной модели;
– результаты оценивания универсальных учебных действий в формате,
принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
– естественно-научные исследования;
– исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
– экономические исследования;
– социальные исследования;
– научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
–
–
–
–
–
Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Коллективная;
Самостоятельная работа
3
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по
результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть
представлены два элемента проектной-исследовательской работы:
– защита темы проекта/исследования (идеи);
– защита реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта
II. Планируемые результаты проектной деятельности
обучающихся
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности, готового к участию в общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности.
4
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
5
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия,
а не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Обучающийся (10 класс) /Выпускник (11 класс) научится:
– планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой
проблеме;
– выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
– распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования; отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
– использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование,
– использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ применимости модели/теории;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное
историческое описание, объяснение, использование статистических данных,
интерпретация фактов;
– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
– отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
– видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного
знания.
Обучающийся (10 класс)/Выпускник ( 11 класс) получит возможность
6
научиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проекты;
– использовать догадку, озарение, интуицию;
– использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных
и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических
образцов;
– использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое
единство
– общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
– целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за
качество выполненного проекта.
Содержание учебного курса
Введение
Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор
образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
Индивидуальный проект как форма государственной итоговой аттестации выпускников
средней школы.
Виды и формы индивидуального проекта
Информационные,
творческие,
монографические,
социальные,
практикоориентированные, межпредметные, исследовательские учебные проекты. Структура
учебного проекта. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи проекта,
актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы индивидуального проекта
выпускника средней школы, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и
объекта.
Способы получения и переработки информации
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ.
Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие,
специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.
Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания
тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к
цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых программ.
Практическая работа № 4. Правила работы в библиографическом отделе (работа в
библиотеке).
Исследовательский проект
Структура исследовательского проекта, критерии оценки. Этапы исследовательской
работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее
актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность,
выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и
определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа
над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск
источников и литературы, отбор фактического материала.
Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
7
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы:
таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации исследовательского
проекта
Социальный проект
Структура социального проекта, критерии оценки. Этапы работы. Социологический опрос
обработка полученных результатов. Социальная значимость. Готовый продукт и его
формы. Варианты представления социального проекта.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации социального проекта
Творческий проект
Структура творческого проекта, критерии оценки. Этапы работы. Актуальность проекта.
Готовый продукт и его формы. Варианты презентации творческого проекта.
Индивидуальные консультации по разработке и реализации творческого проекта
Практико-ориентированный проект
Структура проекта, критерии оценки. Этапы работы. Актуальность и социальная
значимость проекта. Готовый продукт и его формы. Варианты презентации творческого
проекта.
Краткосрочный групповой проект
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в
команде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»).
Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины
этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка защиты проекта. Оценка.
Практическая работа №5. Разработка и реализация группового проекта
Консультации по разработке и реализации группового проекта
Индивидуальный проект
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели,
формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график,
консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление
процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение
источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации.
Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и
систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром
работы,
подбор
иллюстраций.
Организационно-консультативные
занятия.
Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и
предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта.
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Практическая работа № 6. Выбор темы и ее конкретизация.
Практическая работа № 7. Определение цели, формулирование задач.
Практическая работа № 8. Определение источников информации
Практическая работа № 9. Работа с источниками информации.
Практическая работа № 10. Планирование способов сбора и анализа информации.
Практическая работа № 11. Реализация практической части проекта.
Практическая работа № 12. Обсуждение проведенных мероприятий.
Практическая работа № 13. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
8
Индивидуальные консультации по разработке и реализации индивидуального
итогового проекта
Публичное выступление и защита индивидуального проекта
Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и
личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным
смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как
заканчивать выступление.
Практическая работа № 14. Подготовка авторского выступления.
Практическая работа № 15. Оформление письменной части индивидуального проекта
Практическая работа № 16. Оформление презентации для публичной защиты проекта.
Практическая работа № 17. Подготовка к публичной защите проекта.
Индивидуальные консультации по защите индивидуального проекта
Анализ результатов проектной деятельности и самооценка
9
5. Тематическое планирование 10 класс
№
Тема занятия
Введение
1
Образование как ценность
Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно
Индивидуальный итоговый проект как форма государственной итоговой
аттестации выпускников средней школы
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего
Виды и формы индивидуального проекта
2
Виды индивидуального проекта
Структура индивидуального учебного проекта
Практическая работа №1 «Формулирование темы индивидуального проекта
выпускника средней школы»
Практическая работа №2 «Формулирование цели, определение задач,
выбор предмета и объекта»
Способы получения и переработки информации
3
Виды источников информации. Информационный текст
Практическая работа №3 «Использование каталогов и поисковых
программ»
4
Тезисы. Цитирование
Практическая работа №4 «Правила работы в библиографическом отделе»
Рецензия. Отзыв
Исследовательский проект
5,6
Структура исследовательской работы
Работа над основной частью исследования
Методы исследования
Обработка результатов опытно-экспериментальной работы
7,8
Анализ проведенного исследования. Выводы
Индивидуальные консультации по разработке и реализации
исследовательского проекта
Социальный проект
9,10
Структура социального проекта
Технология проведения социологического опроса
Обработка полученных результатов
11,12
Формы представления социального проекта
Индивидуальные консультации по разработке и реализации социального
проекта
Творческий проект
13,14
Структура творческого проекта
Готовый продукт и его формы
15,16
Варианты представления творческого проекта
Индивидуальные консультации по разработке и реализации творческого
проекта
Краткосрочный групповой проект
17,18
Выбор рабочих групп и организация групповой проектной деятельности
Практическая работа №5 «Разработка и реализация группового проекта»
19,20
Консультации по разработке и реализации групповых проектов
Защита групповых проектов
Итого
Кол-во
часов
1
1
1
2
1
1
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
10
№
Тема занятия
Практико-ориентированный проект
21, Структура практико-ориентированного проекта
22 Актуальность и социальная значимость проекта
23, Готовый продукт и его формы
24 Формы представления практико-ориентированного проекта
Индивидуальный проект
25 Требования к индивидуальному итоговому проекту
Критерии оценки индивидуального проекта
Готовый продукт проекта
Практическая часть
26 Практическая работа №6 «Выбор темы и ее конкретизация»
Практическая работа №7 «Определение цели, формулирование задач»
Практическая работа №8 «Определение источников информации»
Практическая работа №9 «Работа с источниками информации»
27 Практическая работа №10 «Планирование способов сбора и анализа информации»
Практическая работа №11 «Реализация практической части проекта»
Практическая работа №12 «Обсуждение проведенных мероприятий»
Практическая работа №13 «Доработка проекта с учетом замечаний и предложений»
28 Индивидуальные консультации по разработке и реализации индивидуального
итогового проекта
Публичное выступление и защита индивидуального проекта
29 Как знаменитые люди готовились к выступлениям
Критерии оценивания публичной защиты индивидуального проекта
Практическая работа №14 «Подготовка авторского выступления»
30 Практическая работа №15 «Оформление письменной части индивидуального проекта»
Практическая работа №16 «Оформление презентации для публичной защиты
индивидуального проекта»
Практическая работа №17 «Подготовка к публичной защите проекта»
31 Индивидуальные консультации по реализации и защите индивидуального итогового
проекта
32, Защита индивидуальных итоговых проектов
33
34 Анализ результатов проектной деятельности и самооценка
Итого
Колво
часов
4
2
2
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
2
1
34 ч
11