РП Родной русский язык 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации города Комсомольска-наАмуре
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
учителей русского
языка и литературы

Принято на
заседании
педагогического
совета

________/Шоколова Л.В.

Протокол №8

Протокол №5 от 24.06.
2024 г.

от 25.06.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ
СОШ №6
_________/Н.А.Жосан
Приказ №163 от 25.06
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык (русский)»
для обучающихся 10-11 классов
Базовый уровень

Составители: Шоколова Л.В.
Болотина О.Ю.
Алдохина Н.Г.
Айрапетян И.А.

г. Комсомольск-на-Амуре 2024 год

Пояснительная записка.
Нормативную правовую основу рабочей программы элективного курса «Родной (русский) язык»
составляют следующие документы:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» мая 2012 г. №413))
- Основной образовательной программы среднего общего образования МОУ СОШ № 6.
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной язык (русский)»
входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования по русскому родному языку на личностном,
метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родной язык
(русский)»
Срок реализации программы – 2 года (2022 -2023 гг)

Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература"
включают предметные результаты учебных предметов: "Родной язык", "Родная литература"
(базовый и углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения базового
курса родного языка должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой
практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и
письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых
в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление
к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения
диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса
и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы)

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного
курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит
раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского
народа, национально- культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами
русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в
языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой
межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение
речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания
правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с
учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное
на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных
для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую

ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; понимать, анализировать и создавать
тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
10 класс (9 часов)
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке
(основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся
в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса
заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (3 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в
современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических
словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность.
Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные
толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные
пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки.
Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое
поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в
контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого
мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство
публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной
речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы.
Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение
спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика
делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников,
возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и
синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и
справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового
стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов
и их предписывающий характер. Резюме, автобиография. Разговорная речь. Фонетические,

интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический стиль
речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического
стиля в собственной речи. Язык художественной литературы. Источники богатства и
выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского
синтаксиса.
11 класс (17 часов)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как
единство формы и содержания. Практическая
работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о
разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (7 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее
повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и
ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей.
Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К.
Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с
другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы
делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры
диалогической речи: интервью, научная
дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов.
Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного
плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Тематическое планирование
10 класс
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Язык и культура (3 ч.)
1
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа.
1
Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи.
Осознают роль родного языка, литературы и культуры в жизни человека.
2

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных
уровней языка. Развитие языка как объективный процесс
1
Выявляют особенности системы языка. Рассматривают единицы и уровни языка. Анализируют
взаимосвязь и разных уровней языка . Активизируют знания в области языкознания. Составляют
диалоги на заданную тему.
3
Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
1
Анализируют внешние и внутренние факторах языковых изменений. Рассматривают
стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов,
изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка,
создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (3 ч.)
4
Основные орфоэпические и лексические нормы современного русского литературного языка.
1
Рассматривают типичные акцентологические ошибки в современной речи. Анализируют
отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
5
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
1
Анализируют типичные ошибки в построении сложных предложений. Повторяют нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм. Рассматривают отражение вариантов
грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках..
6
Речевой этикет
1
Знакомятся с понятие этикета. Рассматривают понятие Интернет-переписки. Этические нормы,
правила этикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Анализируют этикетное речевое
поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч.)
7
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в
контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого
мастерства
1
Знакомятся с техникой импровизированной речи. Особенностями импровизации. Анализируют
средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и
фигуры. Рассматривают структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы.
8
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика
делового общения.
1
Рассматривают структура публичного выступления. Риторику остроумия: юмор, ирония, намёк,
парадокс, их функции в публичной речи. Анализируют риторику делового общения.
9

Функциональные разновидности языка. Стили речи
1
Рассматривают значение функционально – смысловых стилей речи, их особенности, основные
признаки.
ИТОГО:
9
11 класс
Количество часов
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
1
Язык и речь. Язык и художественная литература
1
Анализируют взаимосвязь языка и речи, языка и художественной литературы
2
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания
1
Рассматривают тексты художественной литературы с точки зрения формы и содержания
3- 4
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»).
2
Анализируют тексты русских писателей
5
Н. Помяловский о разнообразии языка
1
Знакомятся с содержанием статьи Н.Помяловского о разнообразии языка, конспектируют,
анализируют.
Раздел 2. Культура речи (7 ч.)
6
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее
повторение фонетики, орфоэпии
1
Рассматривают основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке. Анализируют написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому,
традиционному принципам русской орфографии.
7
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль
фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей
1
Рассматривают русскую лексику с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская
фразеология. Анализируют роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей
8
Словари русского языка. Словари языка писателей.
1
Рассматривают структуру словарей русского языка
9
Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
1
Выполняют лексический анализ статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
10
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с
другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
1

Анализируют морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами. Рассматривают определение рода аббревиатур. Нормы
употребления сложносоставных слов
11
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами. Способы оформления чужой речи.
1
Рассматривают синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний,
простых и сложных предложений. Анализируют предложения, в которых однородные члены
связаны двойными союзами.
12
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы
делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении
1
Анализируют этапы делового общения. Протокол делового общения. Рассматривают телефонный
этикет в деловом общении
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
13
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры
диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
1
Рассмотреть речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.
14
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов.
1
Проанализировать виды связей предложений в тексте, способы изложения и типы текстов
15
Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста.
Корректировка текста
1
Рассмореть особенности композиции и конструктивные приемы текста.
16
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом.
1
Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
17
Итоговая контрольная работа
1
Систематизировать изученные знания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».