МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации города Комсомольска-наАмуре
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
учителей русского
языка и литературы
Принято на
заседании
педагогического
совета
________/Шоколова Л.В.
Протокол №8
Протокол №5 от 24.06.
2024 г.
от 25.06.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ
№6
_________/Н.А.Жосан
Приказ №163 от
25.06.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родная литература (русская)»
для обучающихся 5-9 классов
Базовый уровень
Составители: Шоколова Л.В.
Болотина О.Ю.
Алдохина Н.Г.
Айрапетян И.А.
г. Комсомольск-на-Амуре 2024 год
Рабочая программа по родной( русской) литературе
( уровень основного общего образования)
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по
учебному предмету «Родная (русская) литература» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
( с изменениями и дополнениями, внесёнными Федеральным законом от 3 августа
2018 года № 317 – ФЗ:
Ст. 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные
государственные требования. Образовательные стандарты (п.5.1.)
Ст. 14 Язык образования(п.4.6).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» с
изменениями и дополнениями от 31.12. 2015 №1577 (п.п.11.1, 11,2; п. 11.3(п.4);
п.18.3.1)
3. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня
2018 г. № 05 – 192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов
РФ»
4. Письмо Минобрнауки России от 09. 10, 2017 г. № ТС – 945/08 «О реализации прав
граждан на получение образования на родном языке»
5. Письмо Минобразования Новосибирской области от 10.09. 2018 № 8925 – 03/25 «Об
обязательном введении родного языка».
6. Основной образовательной программы основного общего образования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения
русской родной литературы, даётся общая характеристика курса, раскрываются основные
подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии,
планируемые результаты освоения курса на личностном, метапредметном и предметном
уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русская родная литература».
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родная (русская) литература»
1. Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных
часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных
и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе
как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения
родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее
произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать
исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в
процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
у
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и
историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как
организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры
чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма,
последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для
школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его
традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской
духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические
чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к
культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую
историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
произведений
для
изучения:
высокая
Критерии отбора художественных
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и
возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная (русская) литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области
«Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература
является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой
культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений
способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими
стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9
классах и рассчитана на 17 часов.
Класс
Количество часов в неделю
5
6
7
8
9
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
Итого
Количество
часов в год
18
18
18
18
18
90
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки
(усвоение новых
знаний,
закрепление
изученного, повторительно-обобщающий
урок,
комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки:
зачёт, семинар. Виды и формы контроля:
письменный ответ на вопрос;
выразительное чтение (чтение наизусть);
сочинение на литературоведческую тему;
проект.
2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами
изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
• учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,
воспринятого на слух;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
• владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
• уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
• уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
• осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
• выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является
сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего
народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но
и интеллектуального осмысления».
Важнейшие умения в 5–9 классах следующие:
правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные
тексты;
выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
осмысливать, характеризовать (5–6 классы), анализировать (7–9 классы) изучаемое в
школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка,
стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить
аргументированный отзыв о произведении;
выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии
содержания произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным
аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады,
рефераты;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и
литературоведов, делать выводы и умозаключения;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине.
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка; - пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием
образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания
разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных
средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русской (родной) литературе по классам являются:
Устное народное творчество
5 класс
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты
национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных
сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять
жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного
идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
6 класс
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях произведений УНТ;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении УНТ, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;
7 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств
(иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
8 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам,
фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях
речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных
высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая
соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них
воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с
идеалом русского и своего народов); 9 класс
Ученик научится:
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.
Древнерусская литература. Русская литература ХУ1-ХУП вв. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX— XX вв.
5 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект
для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
6 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано
формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
7 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог
с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).
8 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать
прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную
и перспективную цели чтения
художественной литературы;
выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой
основе формировать собственные ценностные ориентации; - определять актуальность
произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и
презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
9 класс
Ученик научится:
- осознанно воспринимать
художественное произведение в
единстве формы и содержания;
адекватно понимать
художественный текст и давать
его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать
произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,
современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на
этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог
с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано
формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных
форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами
её обработки и презентации.
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и
смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под
руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного
анализа.
3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение тем
5 класс (18ч.)
№
1
Наименование
разделов, тем
Своеобразие родной
литературы.
Количество часов
Общее
Р/Р К/Р
1
2
Русский фольклор.
2
3
Древнерусская
литература.
Из литературы XVIII
века
1
Из литературы
века.
1
4
5
XIX
1
1
1
Поэтический
Родины
образ
1
1
1
Литература XX века
1
1
1
1
1
Родная природа
в произведениях
поэтов ХХ века
1
1
Тема
Родная литература как
национально-культурная ценность
народа
«Иван — крестьянский сын и
чудо-юдо».
Волшебная
богатырская сказка героического
содержания. Тема мирного труда
и защиты родной земли. Иван —
крестьянский сын как выразитель
основной
мысли
сказки.
Нравственное
превосходство
главного героя. Герои сказки в
оценке
автора-народа.
Особенности сюжета.
«Журавль
и
цапля»,
«Солдатская
шинель»
—
народные
представления
о
справедливости, добре и зле в
сказках о животных и бытовых
сказках
Афанасий
Никитин
Из
«Хождения за три моря».
Михаил
Васильевич
Ломоносов.
«Лишь
только
дневный шум умолк…».
Басни. Толстой Л.Н «Два
товарища», «Лгун», «Отец и
сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит
досуг?».
Вяземский П.А. Стихотворение
«Первый снег».
Станюкович
К.М.
Рассказ
«Рождественская ночь»:
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая
роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его
команда».
Пантелеев
Л.
«Шкидские
рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М. «Остров
спасения»
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей
бухте сонной…».
1
Всего
13
1
4
Самойлов Д. «Сказка».
Берестов В. «Почему-то
детстве…»
в
1
6 класс
№
Наименование
разделов, тем
Своеобразие родной
литературы
2.
Русский фольклор
3.
Древнерусская
литература
4.
Литература XIX века
Поэтический образ
Родины.
Количество часов
Тема
Общее Р/р
К/р
1
Значимость чтения и изучения
родной
литературы
для
дальнейшего развития человека.
Родная литература как
способ
познания жизни.
1
1
Воплощение
в фольклорных
произведениях
национального
характера,
народных
нравственных
ценностей,
прославление
силы,
справедливости,
бескорыстного
служения Отечеству.
Сказка
«Два Ивана
–
солдатских сына».
Выразительное
чтение
произведения.
Характеристика
героев
фольклорных
произведений.
1
«Подвиг юноши Кожемяки» из
сказаний
о
Святославе.
Образное отражение жизни в
древнерусской литературе.
1
Н. Г. Гарин-Михайловский.
«Детство
Тёмы»
(главы
«Иванов»,
«Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя.
Годы учебы как череда тяжких
испытаний в жизни подростка.
Мечты
и
попытки
их
реализовать.
Жестокое
нравственное испытание в главе
«Ябеда». Предательство и муки
совести
героя. Преодоление
героем собственных слабостей в
главе «Экзамены».
Ф.М.
Достоевский.
1
«Мальчики».Сострадание
и
сопереживание
в
романе
Ф.М.Достоевского
«Братья
Карамазовы». Роль семьи в
воспитании ребёнка.
1
Н. Лесков «Человек на часах».
Открытость
и
честность,
требовательность
к
себе,
деликатность по отношению к
2
5.
Литература XX века
1
1
1
Стихи о прекрасном и
неведомом
1
1
2
1
1
окружающим,
уважение
к
личности и
осознание факта
неповторимости
каждого
человека.
И.С.
Никитин.
«Русь»,
«Сибирь!..Напишешьэто
слово…»; М. Ю. Лермонтов.
«Москва, Москва! люблю тебя,
как сын...» (из поэмы «Сашка»);
А. К. Толстой. «Край ты мой,
родимый край», «Благовест».
Автор и его отношение к родине
в
строках
лирических
стихотворений.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».
Ранимость души
подростка.
Глубина человеческих чувств и
способы их
выражения
в
литературе..
А.И.
Приставкин.Рассказ
«Золотая рыбка». Основная
тематика
и
нравственная
проблематика
рассказаВыразительные средства
создания
образов. Воспитание
чувства
милосердия,
сострадания,
заботы
о
беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».
Благородство
как следование
внутренним
нравственным
идеалам.
А.
Алексин
«Домашнее
сочинение». Взрослые и дети.
Радости
и
огорчения,
расставания,
сомнения
и
открытия, пора размышлений о
жизни и о себе. Настоящая
любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит –
пора».Герои-подростки и их
взаимоотношения с родителями в
литературе и в жизни.Позиция
автора. Взаимопонимание детей
и родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый
край…», «Снег да снег…», В.Я.
Брюсов. «Весенний
дождь»,
Н.А.
Заболоцкий
«Утро»,
«Подмосковныерощи»,А.
Твардовский «Есть обрыв, где я,
играя…», «Я иду и радуюсь…»,
А.Вознесенский«Снегв
сентябре».Поэтическое
изображение родной природы и
выражение
авторского
настроения,
миросозерцания.Слияние
с
природой,
эмоциональное
состояние лирического героя.
15 час
2
1
7 класс
№
1
Наименование
разделов, тем
Русский фольклор
Количество часов
Общее
Р/Р
К/Р
1
2
Древнерусская
литература
1
3
Литература XVIII
века
1
4
Литература XIX века
1
5
1
6
1
7
1
8
9
1
Литература XX века
1
1
Тема
Героические былины. «Добрыня
и змей», «Алеша Попович и
Тугарин Змеевич», «Святогорбогатырь»
«Моления Даниила Заточника»памятник
гражданственности,
духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии».
Тема
трагической
судьбы
молодого
поколения,
старающегося
порвать
со
старыми
формами семейнобытового
уклада,
домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе».
Тема
добра
и зла
в
произведениях
древнерусской
литературы.
А.Сумароков. «Эпиграмма».
В.Капнист.
«На
кончину
Гавриила
Романовича
Державина»
И.А.Крылов.
«Лягушки,
просящие
царя»,
«Обоз».
Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь».
«Ужасный век, ужасные сердца».
И.С.Тургенев.
«Бурмистр»,
Влияние крепостного права на
людей. «Певцы». Роль таланта
(на выбор).
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня».
«Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн.«Изумруд».
Сострадание к «братьям нашим
меньшим».
А.Аверченко.
Вечером».
Характеристика
раннего
творчества писателя. Два мира в
рассказе.
Сатирические
произведения.
Сатира. Юмор.
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
Всего
15
1
1
2
Тэффи.«Своиичужие»..
Проблема
взаимоотношений
между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни».
Средства создания комического в
рассказе.
Н.Заболоцкий.
«Некрасивая
девочка».
Вечная
проблема
красоты (внешней и внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой
рубашке».Трагедияматери,
потерявшей ребенка.
В.Шукшин.
«Критики».
Отношения между поколениями,
проблема «отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки
нравственности в рассказе.
1
8 класс
№
1
Наименование
разделов, тем
Введение.
Количество часов
Общее
Р/Р К/Р
1
2
Из устного народного
творчества
1
1
3
Древнерусская
литература
1
1
Тема
Своеобразие
курса
родной
литературы в 8 классе.
Значение
художественного
произведения
в культурном наследии страны
Фольклорные
традиции
в
русской литературе. Народные
песни в произведениях русской
литерату Роль народных песен
("Как во городе было во Казани"
и "Не шуми, мати зеленая
дубравушка"идругие)в
произведениях Пушкина: «Борис
Годунов»,
«Дубровский»,
«Капитанская
дочка»,
«Бахчисарайский фонтан» или
Народные песни как
средство
раскрытия идейного содержания
произведений
Пушкина
и
Некрасова (поэма «Кому на Руси
жить хорошо». Фольклор в поэме
– это пословицы, сказочные
персонажи, загадки).
ры.
А.Никитин. «Хождение за
три
моря» или «Житие
протопопа
Аввакума,
им
самим
4
Литература XVIII
века
1
1
5
Литература XIX века
1
1
1
1
6
7
Поэзия XIX века.
1
8
Литература XX века
1
9
Проза о Великой
Отечественной войне
1
1
написанное»
памятник
литературы в
форме путевых
записей, сделанных купцом из
Твери Афанасием Никитиным во
времяего
путешествия
в
индийское государство Бахмани
в1468 гг.
Карамзин Н.М. Повесть
«
Евгений
и
Юлия».
Произведение «Евгений и Юлия»
как
оригинальная
«русская
истинная повесть».
Система
образов
А.С.Пушкин «Пиковая
дама».
Проблема «человек и судьба» в
идейном
содержании
произведения. Система образовперсонажей, сочетание в них
реального
и
символического
планов,
значение
образа
Петербурга.
Н.П.Вагнер "Христова детка"или
Павел Засодимский «В метель и
вьюгу».
Рождественские
рассказы. Мотив "божественного
дитя".
А.
Толстой. Слово
о поэте.
"Князь
Михайло
Репнин".
Исторический
рассказ
о
героическом поступке князя М.
Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория
литературы:
лироэпические
произведения, их
своеобразие и виды
А.Т. Аверченко
«Специалист»
или
другое
произведение
писателя.
Сатирические
и
юмористические
рассказы
писателя.Тонкийюмори
грустный смех
писателя.
Л.Кассиль
"Дорогие
мои
мальчишки»
(главы).
Изображение жизни мальчишек
во время
Великой Отечественной войны,
история
о
трудностях,
опасностях и приключениях, о
дружбе, смелости и стойкости.
Д.
Гранин и
А. Адамович
«Блокадная книга».
(По выбору). –Героизм жителей
осажденного
фашистами
Ленинграда,
переживших
10
Современная
литература.
Проза о подростках и
для подростков
последних
десятилетий
1
1
Всего
10
7
1
тяжелейшие блокадные дни.
Нравственная
проблематика,
гуманистическое
звучание
произведений.
Д.Доцук.
Рассказ
о
писательнице. "Голос"- повесть о
том, как побороть страхи. Жизнь
современных
подростков
в
жестоком мире взрослых.
Н. Назаркин «Мандариновые
острова»
(фрагменты)-повесть
о
мальчишках,
которые едва ли не большую
часть
своей
жизни
проводят
в
больнице, но это не мешает им
играть, фантазировать,
придумывать
воображаемые
миры
1
9 класс
№
Наименование
разделов, тем
1
Количество часов
Общее
Р/Р К/Р
1
Древнерусская
литература
Из литературы XVIII
века
2
3
4
1
Из литературы XIX
5
6
1
1
1
Из литературы XX
века
1
Тема
Особенности
развития
древнерусской литературы.
«Задонщина». Тема единения
Русской земли..
«История
государства
Российского»
(фрагмент).
«Уважение к минувшему» в
исторической
хронике
Н.М.Карамзина.
Русские баснописцы 18 века.
Басня «Ворона и лиса» В. К.
Тредиаковского
и
А.
П.
Сумарокова.
Образ родной природы в стихах
поэтов XIX в. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит,
тишина
ли
ночная…».
Поэтические традиции XIX века
в творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский
А.А.
«Вечер на бивуаке». Лицемерие
и эгоизм светского общества и
благородство
чувств
героя
рассказа
И.А.Бунин. Рассказы из цикла
«Темные аллеи». «Холодная
осень».
7
1
8
1
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
Всего
16
1
1
1
1
А.Толстой. «Русский характер»
своеобразный
итог
рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын
А.И.
Цикл
«Крохотки» – многолетние
раздумья автора о человеке, о
природе,
о
проблемах
современного общества
и о
судьбе России.
Ю. Бондарев.
Рассказ
«Простите нас!»
Безнравственность
забвения
человека
человеком.
Тема
благодарности
воспитавшим нас людям,
памяти о них.
Психологизм рассказа
Юрия
Казакова «Запах хлеба». (или
К.Г.Паустовский.
«Телеграмма».
Отношение
Настикматери.Смысл
названия рассказа)
А.Грин. «Зеленая лампа». Что
нужно человеку для счастья.
Глубина
философского
обобщения в рассказе А.
Платонова «В прекрасном и
яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Трагическая судьба человека в
годы
Великой Отечественной
войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив
времени – один из основных
мотивов
рассказа.
Тема
нравственного выбора. Образ
«вечной Сонечки»
Е.
Габова.
Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания
между людьми.
Захар
Прилепин.
«Белый
квадрат».
Нравственное
взросление
героя
рассказа.
Проблемы
памяти,
долга,
ответственности, непреходящей
человеческой
жизни
в
изображении писателя
Примерные темы проектных и исследовательских работ
5 – 6 класс
1. Книги вчера, сегодня, завтра
2. Литература и мой край
3. Мои ровесники в литературных произведениях
4. Знаменитые поэты и писатели моего города
5. Что читают мои одноклассники
6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества
7 - 8 класс
1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
2. Литературные премии
3. Памятники литературным героям
4. Символика яблока в русской литературе
5. Образы растений и цветов в литературе
6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне
8 – 9 классы
1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
2. Мудрость слова
3. Мой Высоцкий
4. Что читают в моем классе