рабочая программа родной язык русский 1-4 кл (1) (1)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края Муниципальное образование
городской округ город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
МОУ СОШ № 6
СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

на заседании

Директор МОУ СОШ № 6

_______/Гончарова Е.В.

педагогического совета

_________/Н.А. Жосан

Протокол № 1
от _29.08.2023_г.

протокол № 1

Приказ № 254

от 30.08. 2023 г.

от 31.08.2023г

Рабочая программа
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ СОШ № 6
по учебному предмету «Родной язык ( русский)»
для 2-4 классов

г. Комсомольск на Амуре
2023-2024

Антотация
к рабочей программе по родному языку (русскому)для2-4 классов
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)»составленав
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, основная
образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ№6. Программа
составлена для обучающихся общеобразовательных классов

.Учебный предмет «Родной язык (русский)»входит в предметную область «Родной язык и
литературное чтение на родном языке». Квалификация учителей позволяет вести
преподавание этого предмета без учебников. Изучение учебного предмета начинается с
первого полугодия. Предмет «Родной язык (русский)» играет важную рольв реализации
основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших
школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского
языка в начальных классах —первоначальный этап системы лингвистического образования и
речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к
дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Родной язык (русский)»в начальной школе являются:•
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; •
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач: развитие речи, мышления,
воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями
и условиям общения
; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты
повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

На изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе отводится 67
часов.В 1 классе—16 ч ( первое полугодие1 час в неделю, 33 учебные недели)Во 2-4 классах
–по 17 часов (первое полугодие1 час в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть
ориентированы на формирование:
уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания

своей
этнокультурной
и
общенациональной
(российской)
принадлежности,
сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим
народам (патриотическое воспитание);
способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к

совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах
поведения и межличностных отношений;
проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм

поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям
(духовно-нравственное воспитание);
позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к

произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и
гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному
творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
понимания важности научных знаний для жизни человека и развития

общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности,
умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира
(формирование первоначальных представлений о научной картине мира).
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
должны отражать:
1) овладение познавательными универсальными учебными действиями:

использовать наблюдения для получения информации об особенностях
изучаемого объекта;

проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное
исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;

формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;

устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его
результатам;




объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации; классифицировать
несложные объекты;

использовать знаково-символические средства для представления
информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего
мира (в рамках изученного).
2) овладение умениями работать с информацией:

выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые
электронные средства, справочник, Интернет);

анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;

использовать схемы, таблицы для представления информации;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;

соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях
повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
3) овладение регулятивными учебными действиями:

понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;

планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с
помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность
выбранных операций;

контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;

оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее
эффективные из них;

устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления ошибок.
4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля –
определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);

использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной
задаче, ситуации повседневного общения;

участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать
собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и
аргументировано высказывать свое мнение);

осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое
высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) на темы, доступные младшему школьнику;

готовить небольшие публичные выступления;

соблюдать правила межличностного общения с использованием

персональных электронных устройств.
5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и
согласовывать способы достижения общего результата;

распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность
руководить и выполнять поручения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать
свой вклад в общее дело;

проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» должны быть
ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность
языковой компетенции и обеспечить:
1)
осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как
явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства
человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных
ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры
и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять
познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;
2)
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка
среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России,
составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев,
объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков,
культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной
культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в
российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к
овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;
3)
освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах,
специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими
и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила
словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений
(простых и сложных);
4)
формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке
(слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и
говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель,
одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль
прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи
(радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые,
учебные темы, обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;

формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять
в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в
различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание
слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с
использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о
себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные
занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в
устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и
выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять
небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших
презентаций; чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида
(фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном
темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с
помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей
(подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова,
словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить
связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие
творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).
Содержание учебного курса

2класс
Звуки: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и
безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце
слова.
Слово: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия.
Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые
слова. Однокоренные слова. Слово и его значение. Предложения,
текст, речь:
Различение
предложений по
цели
высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части
текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы
текстов: научный и художественный.
3класс
Звуки: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначения
гласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правило
написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова.
Слова: Повторяем состав слова. Части речи. Имя существительное. Правописание
имён существительных. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных.
Местоимение.
Предложения, текст, речь: Заголовок и начало текста. Пишем изложение. Пишем
письма. Пишем изложение с элементами сочинения.
4класс
Звуки: Фонетика и словообразование. Лексическое значение слова.
Слова: Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени
прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении.
Наречие.
Речь, текст, предложение: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами
сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное
предложение. Знаки препинания в сложном предложении
В результате изучения курса родного языка обучающиеся научатся осознавать язык
как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них
начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к родному
языку, стремление к грамотному использованию, родной язык станет для учеников
основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с

целью поиска необходимой
информации
в различных
источниках
для
выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования и программу учебного курса «Родной язык», будет сформировано
отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
человека. Они получат начальные представления о нормах родного литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой
выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи
при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных
текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые
для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных
мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному
выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Родной язык рассматривается как комплексный предмет, включающий следующие разделы:
 обучение грамоте,
 развитие речи,
 обучение грамматике
№
п/п

Название темы

1
1.

Звуки
Звуки речи и буквы.

Количество Характеристика основных видов деятельности
часов
обучающихся
2 класс (17 часов)
5
Различать звуки и буквы.
Осознавать смыслоразличительную роль

2.
3.
4.
5.

звуков и букв в слове. Распознавать условные
обозначения звуков речи.
Сопоставлять звуковое и буквенное
обозначения слова.
Наблюдать модели слов (звуковые и
буквенные), анализировать их.

Обозначение звуков речи на письме.
Ударные и безударные гласные звуки в слове.
Согласные звуки.
Звонкие согласные звуки на конце слова.

2

Слова
1.
Слово.
2.
Слова, называющие предметы.
3.
Слова, называющие признаки, действия.
4.
Слово и предложение. Изменение формы
слова с помощью окончания.
5.
Неизменяемые слова.
6.
Однокоренные слова.
7.
Слово и его значение.

7

3

Предложения, текст, речь
1.
Различение
предложений
по
цели
высказывания и интонации.
2.
Что такое текст. Тема текста.
3.
Деление текста на части. Части текста и план.
4.
Типы текстов: описание и повествование.
5.
Типы текстов: научный и художественный.

5

Определять значение слова по толковому
словарю.
Объяснять лексическое значение слова.
Находить в тексте незнакомые слова.
Классифицировать слова по тематическим
группам. Находить однокоренные слова в
тексте и среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах,
различать однокоренные слова и синонимы,
однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями.
Группировать однокоренные слова с разными
корнями.
Доказывать правильность выделения корня
в однокоренных словах.
Отличать текст от других записей по его признакам.
Осмысленно читать текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Соотносить текст и заголовок. Подбирать
заголовок к заданному тексту.
Составлять текст по заданной теме.
Выделять части текста и обосновывать

3 класс (17 часов)
6

1
1.
2.
3.
4.
5.
6.

2
1.
2.
3.
4.
5.

Звуки
Повторяем фонетику.
Фонетический разбор слова.
Правила обозначения гласных после шипящих.
Правописание безударных гласных в корне
слова.
Правило написания непроизносимых согласных
в корне слова.
Повторяем фонетику и состав слова.

Слова
Повторяем состав слова.
Части речи.
Имя существительное.
Правописание имён существительных.
Имя прилагательное.

7

правильность их выделения.
Различать типы текстов. Передавать устно
содержание прочитанного текста-образца или
составленного текста.
Создавать устный и письменный текст в
соответствии с поставленной коммуникативной
задачей.
Определять качественную характеристику
гласных и согласных звуков в словах типа роса,
мороз, коньки, ёж.
Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и
звуко-буквенный разбор определённого слова.
Определять наличие в слове изученных
орфограмм. Находить и отмечать в словах
орфограммы.
Обсуждать алгоритм орфографических
действий при решении орфографической задачи.
Подбирать несколько проверочных слов с
заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы
Формулировать определение окончания,
выделять окончание в слове, доказывать
значимость окончания в слове. Различать
однокоренные слова и формы одного и того же
слова.
Формулировать определения приставки и

6.
7.

3
1.
2.
3.
4.

1

Правописание имён прилагательных.
Местоимение.

Предложения, текст, речь
Заголовок и начало текста.
Пишем изложение.
Пишем письма.
Пишем изложение с элементами сочинения.

Звуки
1. Фонетика и словообразование (2ч.)
2. Лексическое значение слова (2ч.)

4

4 класс (17 часов)
4

суффикса. Объяснять значение приставок и
суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с
помощью приставки или суффикса. Определять
по изученным признакам слова
различных частей речи. Классифицировать
слова по частям речи (имя существительное,
имя прилагательное, глагол, местоимение, имя
числительное).
Подбирать примеры слов изученных частей
речи.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к заданному тексту и
определять по заголовку содержание текста.
Выделять части текста и обосновывать
правильность их выделения.
Различать типы текстов: повествование,
описание, рассуждение.
Анализировать текст с целью выделения
слов, выражающих авторское отношение,
а также олицетворений, сравнений в авторском
тексте и письменно излагать содержание
текста-образца.
Работать с памяткой «Разбор слова по составу».
Объяснять алгоритм разбора слова по
составу, использовать его при разборе слова
по составу. Определять значение слова по
тексту или уточнять с помощью толкового
словаря.

2

Слова
1. Морфологический разбор имени
существительного
2. Признаки имени прилагательного.
3. Глагол как часть речи
4. Правописание глаголов.
5. Глагол в предложении.
6. Наречие

3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Предложения, текст, речь
Типы текста.
Изложение.
Изложение с элементами сочинения.
Слово. Словосочетание. Предложение.
Связь слов в словосочетании.
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении

Всего:

6

7

68 часов

Определять грамматические признаки
изученных частей речи и обосновывать
правильность их выделения.
Анализировать изученные грамматические
признаки частей речи
и соотносить их с той частью речи, которой
они присущи.
Анализировать таблицы «Самостоятельные
части речи», «Грамматические признаки
частей речи» и составлять по ним сообщения.
Подбирать примеры изученных частей речи
Различать простое предложение с
однородными членами и сложное предложение.
Наблюдать за союзами, соединяющими части
сложного предложения.
Письменно передавать содержание
повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану.
Сравнивать предложение, словосочетание и
слово, объяснять их сходство и различие.
Устанавливать при помощи смысловых
вопросов связь между словами в
словосочетании.
Выделять в предложении словосочетания.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».